Жорж Санд (Sand) (настоящая фамилия -
Амандин Люси Аврора Дюпен [Amandine Lucie Aurore Dupin], по мужу -
баронесса Дюдеван [Dudevant) - французская писательница. Родилась 1 июля 1804 в
Париже. Ее отец, внук маршала Мориса Саксонского, служил адъютантом у Мюрата,
мать была парижской портнихой. Ранняя смерть отца внесла раздор в отношения
матери-плебейки и бабушки-аристократки, в чьем доме в Ноане (провинция Берри)
Аврора Дюпен провела большую часть своего детства. Бессистемное образование,
полученное в деревне, она восполнила тремя годами (1817-1820) обучения в
английском католическом монастыре в Париже. В восемнадцатилетнем возрасте вышла
замуж за Казимира Дюдевана, неотесаного провинциального дворянина, который был
совсем не пара импульсивной Авроре. В 1831 году она добилась права жить
раздельно, получив весьма скудное содержание, и перебралась в Париж. Здесь
началась ее связь с молодым литератором Жюлем Сандо, вдвоем они сочинили очень
неровный роман "Роз и Бланш" ("Rose et Blanche", 1831), выпустив его под именем
Жюль Санд. В следующем году она добилась большого успеха, написав роман
"Индиана" ("Indiana", 1832) и издав его под именем Жорж Санд. В 1833 году
Жорж Санд совершила знаменитую поездку в Италию вместе с Альфредом де Мюссе,
история их любви легла в основу ее книги "Она и он" ("Elle et lui", 1859). В
числе других мужчин, которые пользовались более или менее платоническим
расположением Жорж Санд, были Ш. О. Сент-Бёв, П. Мериме, доктор П. Паджелло
(соперник Мюссе), М. де Бурж, Ф. Ламенне, П. Леру, Ф. Лист, О. Бальзак,
А. Дюма-отец, Г. Флобер и Фр. Шопен.
Ее обширное творчество традиционно делится на четыре периода. Первый -
идеалистический, он отмечен лирической и романтической манерой письма; в те годы
она истово защищала права угнетаемой обществом женщины и боролась за свободу
любви в романах "Индиана", "Валентина" ("Valentine", 1832), "Лелия"
("Lelia", 1833) и др. Второй период был мистико-социалистическим. Под влиянием
Ламенне, де Буржа и Леру Санд проповедовала смешение классов через любовные и
брачные союзы; эта фаза представлена такими книгами, как
"Странствующий подмастерье" ("Le Compagnon du tour de France", 1840), "Консуэло"
("Consuelo", 1842), "Мельник из Анжибо" ("Le Meunier d'Angibault", 1845). В
романах третьего периода, созданных по большей части после возвращения
писательницы в Берри вследствие тяжелых переживаний, связанных с крахом
революции 1848 года, используются незамысловатые деревенские сюжеты:
"Чертова лужа" ("La Mare au diable", 1846), "Маленькая Фадетта"
("La petite Fadette", 1848), "Франсуа-найденыш" ("Francois le champi", 1849),
"Мастера мозаики" ("Les Matres sonneurs", 1853). Сочинения четвертого периода
в основном представляют собой чисто любовные истории, примерами могут служить
"Маркиз де Вильмер" ("Le Marquis de Villemer", 1860) и "Жан де ля Рош"
("Jean de la Roche", 1860).
Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась
всеобщим уважением и заслужила прозвище "добрая дама из Ноана". Там же она
скончалась 8 июня 1876 года.
Энциклопедия "Кругосвет"