Витторио Де Сика (07.07.1901 - 13.11.1974) - итальянский актер,
режиссер. Родился в семье мелкого служащего. Учился в Высшем коммерческом
институте. С 1924 года выступал на сцене в комедиях и водевилях. В кино с 1918
года, но активно начал сниматься с 1931 года (фильм "Старая госпожа"). В
фильмах режиссера М. Камерини "Что за подлецы эти мужчины" (1932), "Дам
миллион" (1934) и "Господин Макс" (1937) Де Сика создал привлекательные образы
молодых жизнерадостных итальянцев - шофера, газетчика и др. В 1940 году
поставил свои первые фильмы - "Алые розы" (с Дж. Амато) и "Маддалена, ноль за
поведение", в 1941 - "Тереза-Пятница"
(с А. Маньяни), в 1942 - "Гарибальдиец в
монастыре". В этих лирических комедиях Де Сика выступал также как сценарист и
исполнитель главных ролей. Реалистический фильм "Дети смотрят на нас" (1943),
рассказывающий о страданиях заброшенного родителями ребенка, столкнувшегося с
лицемерным и эгоистичным миром взрослых, прозвучал вызовом фашистской
кинематографии и был отрицательно встречен официальной прессой. Этот фильм
положил начало многолетнему творческому содружеству Де Сика с Ч. Дзаваттини.
В 1946 году Де Сика поставил фильм "Шуша", посвященный актуальной в
послевоенной Италии теме детской беспризорности. Развивая художественные
принципы неореализма, одним из зачинателей которого Де Сика являлся, он
создал свои самые значительные фильмы: "Похитители велосипедов" (1948,
премия "Оскар", 1949), посвященный трагедии безработицы; "Чудо в Милане" (1950,
главный приз Международного кинофестиваля в Канне и премия ФИПРЕССИ) о бездомных
миланских бедняках; "Умберто Д." (1951) о трагедии одинокой необеспеченной
старости. В фильме "Крыша" (1956) режиссер вновь поднял острую социальную тему,
призывал к солидарности людей труда. В 1960 году Де Сика экранизовал роман А.
Моравиа "Чочара". В центре фильма, проникнутого страстным протестом против
фашизма и войны, стоит образ Чезиры, простой итальянки, испытавшей ужасы войны.
В 1961 году совместно с Дзаваттини поставил сатирический фильм "Страшный
суд" в той же манере "реалистической сказки", что и "Чудо в Милане", в 1962 году
- антивоенный фильм "Затворники Альтоны" (по Ж. П. Сартру). Творчеству Де Сика
одинаково близки психологическая глубина, высокий драматизм и вместе с тем
гротескная острая сатира, легкая, изящная комедийность. Работы Де Сика
отличают высокое мастерство, тонкий художественный вкус и такт, безупречность
актерских ансамблей.
Де Сика снялся более чем в 150 фильмах. В 40-50-е годы его герои чаще всего
стареющие донжуаны - "Хлеб, любовь и фантазия", "Вилла Боргезе";
болтуны-адвокаты - "Двоеженец", "Страшный суд"; опустившиеся аристократы -
"Золото Неаполя". В фильме "Генерал Делла Ровере" (режиссер
Р. Росселлини)
Де Сика сыграл роль Бертоне,
спекулянта и мошенника, сотрудничавшего с фашистами, которые с провокационной
целью заставляют его выдавать себя за героя Сопротивления генерала Делла
Ровере. Актер раскрыл сложный путь перерождения Бертоне, принявшего на себя
высокую миссию борца с фашизмом.
Среди наиболее значительных работ режиссера в 60-х годах - фильмы с участием
известных итальянских актеров С. Лорен и М. Мастроянни: "Вчера, сегодня,
завтра" (1963, премия "Оскар", 1964), "Брак по-итальянски" (по пьесе Э. Де
Филиппо "Филумена Мартурано", 1964). В 1969 году Де Сика поставил фильм
"Подсолнухи" (с советскими кинематографистами), в 1970 - "Сад Финци-Контини"
(по Дж. Бассани, главная премия Международного кинофестиваля в Западном
Берлине, премия "Оскар", 1971), в котором показал историю молодых
представителей аристократического общества, вовлеченных в кровавую драму
фашизма. В 1972 году потавил социальную комедию "Мы назовем его Андреа".
Литература.
"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.