Винченцо Беллини (Bellini) (03.11.1801 - 24.09.1835) - итальянский
композитор. Сын органиста. Учился в консерватории Неаполя у Н. Цингарелли.
Уже ранние инструментальные произведения Беллини свидетельствовали о его
выдающемся даровании. В 1825 году на сцене консерватории была представлена
первая опера Беллини "Адельсон и Сальвини", тепло принятая зрителями. Лучшие
театры Италии обратились к Беллини с заказами; для театра "Сан-Карло" в Неаполе
он написал оперы "Бианка и Фернандо" (1826), для миланского театра "Ла Скала" -
"Пирата" (1827), в котором центральную роль исполнял известный тенор Дж. Б.
Рубини. Большой успех имели оперы "Чужестранка" (пост. 1829) и "Капулети и
Монтекки" на сюжет трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" (пост. 1830). О
последней опере восторженно отзывался
Гектор Берлиоз, живший в те годы в Италии.
Успеху опер способствовало сотрудничество с либреттистом Ф. Романи, прекрасно
чувствовавшим особенности творчества Беллини.
Последующие произведения упрочили славу Беллини. Это были "Сомнамбула" (в
России шла под названием "Невеста-лунатик") и "Норма" (обе пост. 1831).
Идиллический сюжет "Сомнамбулы" очень подходил к лирическому дарованию Беллини.
Опера "Норма", созданная в годы подъема национально-освободительного
движения, была восторженно принята итальянцами; тема оперы перекликалась в
сознании слушателей с идеей освобождения родины. Хоры жрецов и воинов из "Нормы"
вызывали у публики патриотические демонстрации. Большую популярность приобрели и
лирические мелодии оперы. Музыка "Нормы" оказала известное влияние на молодого
Вагнера.
В 1833 году Беллини переехал в Париж, где в Итальянском театре была поставлена
его последняя опера "Пуритане" на сюжет романа В. Скотта (1835), написанная в
стиле "большой оперы" под влиянием россиниевского "Вильгельма Телля". Мейербер,
Лист и особенно Шопен,
находившиеся в те годы в Париже, высоко ценили талант Беллини и предсказывали
ему большое будущее. Но внезапная смерть рано оборвала жизнь композитора.
В операх Беллини проявился его обаятельный мелодический дар; лучшие страницы его
произведений отличаются искренностью, непосредственностью чувства, романтической
мечтательностью. Обладая значительным лирическим талантом, Беллини сумел в ряде
опер ("Норма", "Пуритане") передать и глубоко драматические переживания своих
героев. Он часто использовал в опере формы народной музыки. Хотя Беллини
отводил оркестру второстепенную роль (по словам Р. Вагнера, оркестр Беллини
напоминает "гигантскую гитару"), в его партитурах есть немало страниц,
блещущих яркими оркестровыми красками (например, в увертюре к опере "Норма").
Лучшие певцы своего времени охотно выступали в операх Беллини; партии
Сомнамбулы, Нормы были в репертуаре Дж. Пасты, М. Малибран, Э. Альбани,
А. Патти, Дж. Гризи и др.
Мелодии Беллини служили основой для произведений других композиторов. Так,
М. И. Глинка написал Серенаду для фортепьяно,
струнного квартета и контрабаса на тему из оперы "Сомнамбула" и две
фортепьянные пьесы на мелодиии из оперы "Капулети и Монтекки", Г. Эрнст -
скрипичную фантазию на темы из оперы "Пират",
Шопен - фортепьянные вариации на тему из "Пуритан" и т. д.
"Я всегда питал большую симпатию к Беллини, - писал
П. И. Чайковский. - Еще
ребенком я плакал от силы чувства, которое возбуждали во мне изящные, всегда
проникнутые меланхолией мелодии его..." .
М. Ю. Миркин.