Гератская школа, одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератской школы связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератской школы характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератской школы и сила её воздействия.
Первый этап Гератской школы, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератской школы в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493, Брит. музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Гератской школы заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератской школы проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахрской школы (Средняя Азия) и могольской школы.
О. Н. Галеркина.
|