Русские сезоны за границей, выступления русской оперы и балета, организованные в 1907 С. П. Дягилевым. Сезоны поддерживались кругами русской художественной интеллигенции («Мир искусства», музыкальный Беляевский кружок и др.). Начались в Париже историческими концертами с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина; в 1908—09 были показаны оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, и др. С 1909 ежегодно в Париже, а с 1910 периодически в Берлине, Брюсселе, Монте-Карло, Лондоне, Будапеште и других европейских городах гастролировала балетная труппа, сформированная из артистов Мариинского и Большого театров (А. П. Павлова, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижинский и др.). Балетмейстер первых сезонов М. М. Фокин показал в 1909 в новых редакциях «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, и др., а также поставил «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», затем балеты «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского, «Нарцисс и Эхо» Н. Н. Черепнина, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, и др. В 1912—13 Нижинский осуществил постановки балетов «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси, «Весна священная» Стравинского. Высокий уровень исполнительской культуры, богатство русской музыки сделали Русские сезоны значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства. Оформляли спектакли художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, чьё мастерство оказало влияние на развитие мирового театрально декорационного искусства 1-й четверти 20 в. Постепенно антреприза Дягилева пополнялась иностранными танцовщиками и теряла национальный русский характер (существовала до 1929). Для сезонов сочиняли музыку И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, М. Равель, композиторы «шестёрки» и др., балеты также ставили Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская и др., оформляли — П. Пикассо, А. Дерен и др.
В. М. Красовская.
|