Ричеркар (итал. ricercar, от ricercare - искать) – жанр инструментальной музыки. Возник в 16 в. Ранние образцы ричеркара – небольшие импровизационные пьесы (типа интонаций и преамбул), преимущественно аккордового склада, с краткими пассажными фрагментами, дошедшие в лютневых табулатурах. В 40-х гг. 16 в. появились полифонические ричеркары. Тематический материал и некоторые композиционные принципы в полифоническом ричеркаре могли заимствоваться из вокальной музыки (многотемные ричеркары в мотетной музыке). В ричеркаре откристаллизовалась однотемная имитационная форма подготовившая форму фуги. В однотемных ричеркарах широко применялись приемы подвижного контрапункта, стретты, увеличение, уменьшение, обращение темы. Тонико-доминантовые соотношения определяли не только начальный экспозиционный раздел ричеркара, но и всю форму в целом. Интермедии для ричеркара (в отличие от фуги) не характерны. В 17 в. некоторые ричеркары предварялись токкатами, намечая будущий полифонический цикл токката (прелюдия) – фуга; зародилась также форма сложной фуги (ричеркар “con quattro soggetti”). В дальнейшем ричеркары все более сближались с фугой и в 18 в. были вытеснены ею из композиционной практики. В 20 в. наряду с другими жанрами старинной музыки происходит возрождение ричеркара.
|