Кароль Шимановский (6.10.1882, Тимошовка, Украина -
29.03.1937, Лозанна) - польский композитор.
Интерес к музыке проявился у Шимановского очень рано; еще в детстве он
написал ряд фортепьянных пьес, из которых до нас дошли только "Прелюдии".
Первым учителем Шимановского был Г. В. Нейгауз, находившийся в близком родстве
с Шимановскими и живший в то время Елизаветграде. С сыном Нейгауза Генрихом
Густавовичем, известным советским пианистом, Шимановского связывала тесная
дружба. В 1901 году Шимановский переехал в Варшаву, где изучал теорию музыки у
М. Завирского, а позднее занимался по композиции у З. Носковского. В этот
период возникла соната для фортепьяно, отмеченная на Шопеновском конкурсе во
Львове в 1910 году. Шимановский входил в группу поэтов и композиторов,
выступавших под девизом "Молодая Польша", которая играла заметную роль в
интеллектуальной жизни Польши в начале 20 века. В 1906-1908 годах, живя в
Германии и Австрии, Шимановский испытал некоторое влияние Р. Штрауса, особенно
проявившееся во 2-й симфонии и концертной увертюре. В 1912-1914 годах
Шимановский снова живет за границей, в основном Вене, где была создана его
первая опера "Хагит" (1913; поставлена 1922). В 1914 году композитор
путешествовал по Италии и Африке; его впечатления отразились в сочинениях,
написанных в ориентальном духе, - "Песнях неистового муэдзина" (на слова
Я. Ивашкевича), "Песнях Гафиза" и др. Перед началом 1-й мировой войны
Шимановский вернулся в Тимошовку, где оставался до 1917 года, затем некоторое
время жил в Елизаветграде. В Тимошовке были созданы кантата "Деметра" для
альта, женского хора и оркестра, 3-я симфония для солиста, хора и оркестра на
текст персидского поэта Джелал-эддина Руми ("Песня о ночи"), которая по своей
эмоциональной настроенности близка "Поэме экстаза" Скрябина.
На формирование творческих взглядов молодого Шимановского оказала большое
влияние музыка Шопена и Скрябина, которые всегда оставались его любимыми
композиторами. Шимановского со Скрябиным объединяла общность эстетических и
художественных воззрений. В Тимошовке Шимановский написал лирический цикл для
скрипки "Мифы", куда входит одно из наиболее известных произведений композитора
"Фонтан Аретузы". Эти сложные по форме произведения проникнуты тонким лиризмом
и глубокой задушевностью. Выразительность и богатство мелодий отличают песни
Шимановского на слова Р. Тагора.
К 1916 году относится поездка Шимановского в Петроград. Русская музыкальная
общественность была уже знакома с произведениями Шимановского. В 1914 году в
Киеве, Москве и Петрограде выступал дирижер Г. Фительберг с программой из
произведений композиторов "Молодой Польши", куда входила "Концертная
увертюра" Шимановского. В 1916 году исполнялся его цикл "Маски" и 2-я соната.
Шимановский встречался с Рахманиновым,
Метнером, Прокофьевым и другими русскими композиторами.
В 1919 году Шимановский переселился в Варшаву, где вскоре завоевал признание
как один из лучших композиторов современной Польши. В это же время его имя
становится широко известным в Европе, и его произведения исполняются на
международных музыкальных фестивалях. В 1920-1921 годах Шимановский посетил
Париж, Лондон, Нью-Йорк, где под управлением Г. Фительберга исполнялись его
сочинения. Успеху Шимановского способствовали такие блестящие исполнители его
произведений, как пианист Арт. Рубинштейн, скрипач П. Коханьский, и др.
Последний период творчества Шимановского - период окончательного становления
национального стиля композитора - характеризуется обращением к национальному
фольклору, ясной структурой полифонии и гармонии. Шимановский боролся за
самобытность музыки, подчеркивал также ее большую воспитательную роль в
обществе. Обратившись к фольклору Подгалья, Шимановский в 1926 году написал
балет "Харнаси" на сюжет гуральской легенды (пост. 1936); композитор широко
вводит в музыку балета мелодии и ритмы гуральских танцев. В 1926 году
состоялась премьера оперы "Король Рогер", в которой воссоздан колорит эпохи
12 века. В том же году была написана лирическая кантата "Stabat mater",
задуманная первоначально как "Мужицкий реквием". В 1927-1929 годах
Шимановский был директором Варшавской консерватории. Шимановский выступал как
музыкальный критик; известны также его литературные произведения (например,
повесть "Эфеб").
Лучшие произведения Шимановского вошли в фонд мировой музыкальной классики.
Козырева Л. А.