Виктор Гюго был сыном наполеоновского
генерала, родом из буржуазной семьи. В
недалеком прошлом его предками были крестьяне. Версия Гюго, в которой
намекается на существование более знатных предков, относится к числу его
наименее удачных литературных произведений. Детство Виктора было довольно
сумбурным. Его родители ввиду семейных разногласий жили большей частью
раздельно, а их дети постоянно переходили из рук в руки. В основном детство
Гюго прошло за границей, где по долгу службы находился его отец. Некоторое
время генерал проживал в Мадриде, где ему, по-видимому, были уготованы блестящие
перспективы. Он управлял тремя провинциями и был титулованным испанским графом,
а его дети посещали школу вместе с отпрысками испанских аристократических семей.
Те не приняли детей Гюго в свою среду, считая их французскими выскочками,
поэтому школьные годы не доставили последним особой радости. Один из биографов
высказал предположнение о том, что двойственное отношение Гюго к аристократии
объяснялось именно этим: жаждой престижа и титулов, сочетавшейся с
либерально-демократическими принципами.
После падения Наполеона надежды семьи Гюго на будущее рухнули. По возвращении
в Париж Гюго вновь получает образование, которое на этот раз становится
бессистемным, что объясняет его некоторую интеллектуальную поверхностность в
более зрелом возрасте. Ум Виктора питался в основном индивидуальным чтением;
Гюго вскоре превратился в развитого не по годам подростка и начал регулярно
писать. После смерти матери девятнадцатилетний юноша остался без средств
к существованию: около года он, на грани голодной смерти, зарабатывал себе на
пропитание упорным писательским ремеслом.
В двадцать лет Гюго напечатал первые стихотворения, безукоризненно роялистский
дух которых обеспечил ему пенсию от Людовика XVIII. При таких видах на будущее
он женился на подруге детских лет, Адели Фуше. Свадьба была омрачена скандалом,
учиненным также влюбленным в Адель братом Гюго Эженом, на следующее утро
лишившимся рассудка. Гюго начинает привлекать внимание своего литературного
кумира Шатобриана, который сказал о нем: "Возвышенное дитя". Вскоре Гюго
занял свое место среди восходящих звезд своего времени: де Виньи, Нодье, Готье и
Ламартина. Поначалу он был роялистом в политике и традиционалистом в литературе
(одно неизменно сопутствовало другому), но в воздухе уже повеяло романтизмом. В
1827 году он написал пьесу "Кромвель" ("Cromwell"), решительно порвавшую с
условностями неоклассицизма и содержащую предисловие, которое послужило
манифестом романтического движения. За ней последовала пьеса "Эрнани"
("Hernani", 1830), постановка которой явилась решительной победой нового
направления. Представления были прерваны демонстрациями, граничащими с
беспорядками. Смелый выход Гюго на сцену даровал ему известность, богатство и
любовницу, актрису по имени Жюльетта Друэ, к которой было обращено большинство
его стихотворений и верность которой он хранил в продолжение более чем тридцати
лет. С другой стороны, он не позволял своей жене Адели подобную свободу
отношений с ее любовником, критиком Сент-Бёвом.
В последующие годы из-под пера Гюго непрекращающимся потоком хлынули
стихотворения, драмы и романы. "Собор Парижской Богоматери", созданный второпях
в последнюю минуту в соответствии с контрактом, заключенным с издателем, увидел
свет в 1831 году. Почет и слава сопутствовали ему. В 1841 году Гюго был избран
членом Французской академии, а в 1845 году, изменив Бурбонам в пользу
Орлеанской династии, он стал пэром королевства.
Что касается политики, то Гюго несомненно обладал талантом в точности отражать
настроение большинства французов. После революции 1848 года он стал
республиканцем и выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах. Когда в
декабре к власти пришел Луи Наполеон, Гюго сначала поддержал его, а затем
выступил против, возможно, раздосадованный тем, что ему не предоставили место в
правящем кабинете. После государственного переворота 1851 года, во время
которого Наполеон провозгласил себя императором, Гюго покинул страну и жил на
островах в проливе Ла-Манш, франкоязычной территории, принадлежавшей Англии.
Здесь он провел около двадцати лет, глубоко переживая ссылку, отказываясь от
амнистии и подвергая злобной брани Наполеона III. Здесь он закончил в 1862 году
роман "Отверженные".
Учреждение Третьей республики дало Гюго возможность вернуться на родину, что
бурно приветствовалось всей страной. Он снова занял пост в законодательных
органах, хотя и не имел веса как политик. Его литературная продукция была,
как всегда, весьма объемна, хотя ее качество в последние годы жизни ничего не
прибавила к славе писателя. После смерти Гюго был погребен в Пантеоне (1885).
В иноязычных странах Виктора Гюго знают главным образом как романиста, во
Франции он пользуется репутацией поэта. Разнообразное и мастерское владение
стихотворными размерами, тонкие гармонические сочетания гласных и отход от
традиций неоклассицизма сделали его самым влиятельным французским поэтом
своего времени. Так же ярко в его сочинениях проявились недостатки и
достоинства, которыми отмечено творчество английского современника Гюго -
Теннисона: огромная плодовитость, виртуозное мастерство в сочетании с
посредственным умом и безукоризненное умение красноречиво выражать то, что
смутно ощущали его читатели из среднего класса. Тщеславие Гюго граничило чуть
ли не с комплексом мессианства, вынуждая автора писать с помпезной
насыщенностью, лишенной вкуса и юмора. Гюго был колоссом, увенчавшим
девятнадцатый век, и он должен быть низвергнут хотя бы для того, чтобы
французская литература обрела новое дыхание уже в двадцатом веке.
Литература
"50 великих европейских романов". Краткий универсальный справочник,
Челябинск "Урал Ltd", 1998.