Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин
родился 14 октября (старый стиль)
1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет,
родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в
1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь
увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858
году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества
поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели,
и сам он мечтал стать художником.
В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал
в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец
отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин
упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее
нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого
живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение
женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и
уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться".
Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с
изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый
труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать
безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз
картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные
столкновения. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о
которой много читал и слышал...", - писал художник. Верещагин не только
свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе
русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира
и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах
Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой
своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате
создает большую серию картин о Средней Азии.
Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от
художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины:
"Нищие в Самарканде" (1870, ГТГ), "Опиумоеды" (Гос. музей искусств Узбекистана),
"Продажа ребенка-невольника" (1872, ГТГ), "Самаркандский зиндан"
(Гос. музей искусств Узбекистана), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, ГТГ) и
многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски
передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин,
покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели
большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление
творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с
протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли
люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и
жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую
суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями
своих картин он сделал солдат, простых русских людей. "Солдаты Верещагина, -
писал В. В. Стасов, - это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье".
В картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871, ГТГ) в напряжении ожидают
боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине
"Вошли" - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен
объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык,
дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: "Высматривают"
(1873, ГТГ), "Нападают врасплох" (1871, ГТГ), "Представляют трофеи" (1872, ГТГ),
"Торжествуют" (1872,ГТГ) и "Апофеоз войны" (1871-1872, ГТГ).
В полотне "Апофеоз войны" на фоне разрушенного войной города и обугленных
деревьев - пирамида из человеческих черепов. Первоначально замысел картины был
связан с именем среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века
Тамерлана, войска которого оставляли после себя такие пирамиды. Но произведение
по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. Руины, черепа,
пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения, и
Верещагин делает надпись на раме: "Посвящается всем великим завоевателям -
прошедшим, настоящим и будущим". "Апофеоз войны" - суровое осуждение войн,
несущих гибель и несчастье.
"Я не знаю, - писал И. Н. Крамской о
Верещагине, - есть ли в настоящее время
художник ему равный не только у нас, но и за границей...". Смелые обличительные
картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России,
которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая
несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: "Забытый", "Окружили -
преследуют" и "Вошли". Произведения Верещагина запрещали выставлять и
воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское
правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным
художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для
изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось
терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах
Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел
лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов,
изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба,
яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся:
"Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, ГТГ), "Ледник на дороге из Кашмира
в Ладак" (1875, ГТГ), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, ГТГ).
Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него
возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была
рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной
независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить
только некоторые из этих картин, в частности "Процессию английских и туземных
властей в Джейпуре" (1875-1879, Музей "Викториум-Мемориум", Калькутта).
Вспыхнувшая в 1877-1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт.
Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига,
художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и
едва не погиб.
"Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину
настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного
далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках,
штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться
жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".
Война в полотнах Верещагина вновь предстала во всей суровой и мужественной
правде, как драматическое событие. С болью и горечью переживал художник
огромные людские потери в этой трудной кровопролитной войне.
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни
войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые
перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную
сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования,
обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу
произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке"
(Гос. музей русского искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Гос. музей русского
искусства, Киев), "На Шипке все спокойно" (1878-1879, местонахождение
неизвестно), "Шипка-Шейново" (1878-1879, ГТГ).
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака"
(1881, Центральный артиллерийский исторический музей), "После атаки" (1881,
ГТГ). Картины "Победители" (1878-1879, Гос. музей русского искусства, Киев),
"Побежденные. Панихида по убитым" (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под
Телишем - здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти целый полк
егерей. В картине "Победители" изображен страшный маскарад: турки,
переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая -
"Побежденные"- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью
цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то
сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была
выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч
человек, успех превзошел все ожидания.
1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью,
поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882-1883) и затем в Сирию и
Палестину (1883-1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным
образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Значительна работа художника над созданием "Трилогии казней": "Распятие на
кресте во время владычества римлян", "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885,
Гос. музей Революции) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около
1884, местонахождение неизвестно). Вторая картина была навеяна расправой
самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах, явилась серия
рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества,
русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин
работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более
двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие
патриотические помыслы - "показать в картинах 1812 года великий национальный
дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом".
Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать
Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен".
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два
полотна: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897) и "Конец Бородинского боя"
(1899-1900, Гос. исторический музей). Пребывание наполеоновской армии в Москве
отражено в четырнадцати картинах. Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895),
"Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле"
(1897-1898, все в Гос. историческом музее) и другие. В нескольких картинах
показано отступление и разгром французской армии: "В Гродно - пробиваться или
отступать", "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895),
"На большой дороге. Отступление и бегство" (1887-1895), "Ночной привал
великой армии" (1896-1897, Гос. исторический музей). Большое место в серии
заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то,
что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как
Д. Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного
освободительного движения.
...Шапки пушистого белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне
ожидают врага. Впереди, пристально всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий
старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение
видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает
товарищей. "Не замай, дай подойти", - словно говорит он. Эти слова являются
названием картины (1887-1895, Гос. исторический музей). Художник прибегает к
широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный
эпический образ русской природы. В картине "С оружием в руках - расстрелять"
(1887-1895, Гос. исторический музей) запечатлена расправа с партизанами,
попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений "Ночной привал
великой армии" изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда
непобедимого войска.
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота
сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот
последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись
конца XIX века.
До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и
Палестину, в конце 80-х - начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901-1902
годах - на Филиппинах и Кубе, в 1903 году - в Японии. Впечатления от Японии
отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия
архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.
Русско-японская война застала Верещагина за работой над несколькими картинами;
он все оставил и, по выражению Репина,
"полетел" на Дальний Восток, чтобы
снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. "Одни, -
писал Верещагин, - распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом,
другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и
другие, а я проповедую то же посредством красок".
31 марта (старый стиль) 1904 года Верещагин
вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на
броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под
Порт-Артуром.
Э. В. Кузнецова.
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.