Имре Кальман (24.10.1882 - 30.10.1953) - венгерский композитор. Окончил
Будапештскую музыкальную академию по классу композиции Я. Кеслера. Свой
творческий путь Кальман начал с сочинения фортепьянных и оркестровых
произведений. Еще в студенческие годы он пишет сонату для фортепьяно и скерцино
для струнного оркестра, исполненные в концерте студентов академии, а в качестве
дипломной работы при окончании академии он представил симфоническую поэму
"Сатурналии" (1904). Но дарование Кальмана полностью развернулось, когда он, по
совету своего друга композитора В. Якоби, автора оперетты "Ярмарка невест",
обратился к опереточному жанру. В 1908 году Кальман пишет свою первую оперетту
"Осенние маневры", прошедшую с большим успехом на европейских и американских
сценах.
С 1909 года Кальман жил в основном в Вене, где были созданы его лучшие оперетты.
В "Цыган-премьере" (пост. 1912) композитор впервые широко использовал мелодии,
интонационно перекликающиеся с венгерскими народными песнями и танцами,
придающие национальный характер всему произведению. Последующие его
оперетты упрочили славу Кальмана как одного из лучших композиторов этого жанра.
В 1915 году в Вене была поставлена новая оперетта Кальмана "Княгиня Чардаш",
известная у нас под названием "Сильва". Мелодраматический сюжет, обработанный
опытными либреттистами Л. Штейном и Б. Йенбахом, позволил Кальману проявить
свое мастерство композитора, чувствующего специфику жанра оперетты. Огромный
успех сопровождал и постановку (1921) его оперетты "Баядерка", в которой
композитор часто использует ритмы новых для того времени танцев - фокстрота и
шимми. К числу наиболее известных оперетт Кальмана также относятся поставленные
в Вене "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926) и "Фиалка Монмартра" (1930) -
его самое лирическое произведение.
Во время оккупации Австрии фашистами Кальман вынужден был эмигрировать; с 1940
года он жил в США. Здесь он написал две оперетты и музыку к нескольким фильмам.
Музыка оперетт Кальмана, при некоторой банальности их сюжетов, мелодична,
отличается остротой, легкостью, красочной инструментовкой. Мелодика и ритмика
его оперетт близки по духу венгерской народной песне. Одна из последних
оперетт Кальмана "Дьявольский наездник" (пост. 1932) почти целиком построена
на национальных мелодиях и ритмах. Гармонический язык Кальмана формировался
под некоторым воздействием музыки
Пуччини. Наряду с
Ференцем Легаром, с которым
у Кальмана есть много общих черт, он является наиболее известным представителем
новой венской оперетты.
М. Ю. Миркин.