Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди
(03.02.1809, Гамбург - 04.11.1847, Лейпциг) - немецкий композитор, дирижер и
пианист. Внук известного философа Моисея Мендельсона. В доме его отца собирались
представители научной и художественной интеллигенции, в том числе Гейне, Гегель.
Первой учительницей музыки Мендельсона была его мать. В 1816 году, будучи в
Париже, он брал уроки у М. Биго. Впоследствии его учителями были Л. Бергер
(фортепьяно), Ф. Цельтер (композиция), К. Геннинг (скрипка). Музыкальное
дарование Мендельсона проявилось поразительно рано. Девяти лет он публично
выступил как пианист в одном из домашних концертов. Начиная с 1820 года он
регулярно сочинял музыку - сонаты для фортепьяно (в которых чувствуется влияние
И. Н. Гуммеля), песни, вокальные квартеты, скрипичный концерт, небольшую оперу,
кантату. Важным подспорьем в развитии композиторского мастерства юного
Мендельсона было то, что он имел возможность слушать свои сочинения в исполнении
домашнего оркестра.
В 1821 году Мендельсон познакомился с
Вебером, который оказал на него глубокое
влияние. Осенью того же года Мендельсон был вместе с Цельтером в Веймаре, где
играл перед Гете и вызвал восхищение великого поэта. В семнадцать лет
Мендельсон написал свою знаменитую увертюру "Сон в летнюю ночь", представляющую
собой произведение вполне зрелого мастера (остальные музыкальные номера к этой
комедии Шекспира Мендельсон закончил 16 лет спустя).
Одновременно с композиторской деятельностью началась и просветительская
деятельность Мендельсона. В 1829 году под его управлением было исполнено в
Берлине одно из монументальных произведений И. С. Баха "Страсти по Матфею",
тогда забытое и не исполнявшееся в течение ста лет. Этим исполнением музыка
Баха была вызвана к новой жизни, что сыграло важную роль в дальнейшей истории
немецкого музыкального искусства. В том же 1829 году состоялась первая поездка
Мендельсона в Англию. В Лондоне его имя как композитора впервые нашло всеобщее
признание. Поездка в Шотландию дала ему много незабываемых впечатлений;
своеобразная северная природа, полная суровой красоты, возбудила творческое
воображение композитора. Во время путешествия по Шотландии возникли первые
наброски концертной увертюры "Гебриды" ("Фингалова пещера") и симфонии,
впоследствии названной "Шотландской".
После Англии Мендельсон совершил большую поездку в Италию и Францию. В столице
Италии он встречался с
Берлиозом и
Глинкой. Под влиянием светлой, солнечной
природы Италии Мендельсон написал "Итальянскую симфонию". В 1832 году он был в
Париже, после чего снова посетил Лондон. К этому же времени относится выход в
свет первой тетради знаменитых "Песен без слов".
Вернувшись в Берлин, Мендельсон не встретил поддержки со стороны официальных
кругов прусской столицы. Его кандидатура на должность директора Певческой
капеллы была отклонена. В 1833-1835 годах Мендельсон служил капельмейстером
в Дюссельдорфе, а с 1835 года стал руководителем концертов "Гевандхауза" в
Лейпциге. Благодаря руководству Мендельсона, который был замечательным
дирижером, эти концерты приобрели особое значение в музыкальной жизни Германии
и европейскую известность.
Деятельность Мендельсона в Лейпциге была поразительна по своему размаху и
интенсивности. В 1843 году он основал там первую в Германии консерваторию и
привлек к работе в ней лучших немецких музыкантов, в том числе Р. Шумана.
Мендельсон создал множество произведений, ставших этапными в истории музыкального
романтизма. В музыке Мендельсона течет живая струя пленительной мелодии,
коренящейся в немецкой народной песне и бытовой музыке. Именно со столь
излюбленным в городах Германии домашним музицированием в значительной степени
связана музыка Мендельсона, особенно "Песни без слов"; хотя они прямо
предназначены для игры в интимном семейном кругу, их значение гораздо шире;
лучшие из них являются замечательными образцами фортепьянной музыки,
воплощающими различные образы - интимно-лирические, жанровые, пейзажные и т. д.
Жанрово-пейзажные образы проникают и в крупные произведения Мендельсона -
симфонии, увертюры, концерты (среди них знаменитый скрипичный концерт). Большое
место в музыке Мендельсона занимают также образы светлой фантастики. Лирическая
направленность творчества Мендельсона дала повод приписывать его произведениям
элементы некоторой сентиментальности. Однако этой чертой характеризуется скорее
творчество последователей Мендельсона, чем его собственное. Полное собрание
сочинений Мендельсона издано в 1874-1876 годах в Лейпциге (36 тт).
М. Ю. Миркин.