Мануэль де Фалья (23.11.1876 - 14.11.1946) - испанский композитор. Первые
уроки музыки получил у своей матери - пианистки. Затем образование продолжал в
Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция).
Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его
двухактная опера "Жизнь коротка" получила премию испанской Академии изящных
искусств.
В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские
отношения связывали его с
Дебюсси,
Дюка (который помогал ему советами в области
композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера
Фальи "Жизнь коротка" была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале
1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты
"Коррехидор и мельничиха" по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским
балетом С. П. Дягилева под названием
"Треуголка") и "Любовь-волшебница"
(поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде
симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено
трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1909
- 1915), имеющее подзаголовок "Симфонические впечатления".
В 20-е годы Фалья жил в Гранаде, где в 1922 году организовал фестиваль
старинных андалузских песен. В 1925 году он создал "Камерный оркестр провинции
Андалузия".
В эти же годы творчество Фальи приобрело международную известность. Большой
популярностью пользуются, в частности, его "Испанские песни" в различных
вариантах - вокальном и инструментальном, транскрипции из оперы "Жизнь коротка"
и балетов. С 30-х годов Фалья почти ничего не писал, жил очень уединенно (в
1933 - 1939 годах на острове Мальорка). В 1939 году эмигрировал в Аргентину.
Последние годы жизни Фалья работал над вокально-сценическим произведением
"Атлантида", законченным его учеником Ф. Э. Альфтером и поставленным в виде
оратории (1961) и оперы (1962).
Произведения Фальи отличаются яркой индивидуальностью и совершенством
выполнения, красочностью, темпераментностью. Продолжая линию развития
национальной испанской школы в музыке, начатую Педрелем, Альбенисом и
Гранадосом, Фалья поднял музыку своей родины на новую высоту, обогатив ее
достижениями современной гармонии и инструментовки. Глубокий знаток народной
песни и танца, он создавал произведения на основе претворения этих интонаций,
очень своеобразных в ладовом и ритмическом отношении.
Влияние Фальи чувствуется и за пределами Испании, в частности в музыке
Латинской Америки (Э. Вилла-Лобос в Бразилии и др.). В 1928 году опера
"Жизнь коротка" под названием "Миг удачи" была поставлена Музыкальным театром
им. В. И. Немировича-Данченко в Москве.
Фалья выступал в печати как музыкальный критик и писатель. Его статьи о музыке
изданы в Буэнос-Айресе в 1950 году.
Ю. Г. Крейн.