Жан Батист Люлли (28.11.1632 - 22.03.1687) - французский композитор,
скрипач, дирижер, по национальности итальянец. Четырнадцатилетним мальчиком
Люлли привезли в Париж, ко двору знатной дамы Монпасье, где он выполнял сначала
скромную роль слуги, позже - музыканта. Здесь он обучался музыке у органистов -
Метрю, Роберде и Жиго (последний был также композитором). Уже в то время Люлли
прославился как замечательный скрипач.
В 1652 году Люлли был приглашен ко двору Людовика XIV, вначале в качестве
скрипача; позднее он стал руководителем созданного им оркестра "16 скрипок
короля". Одновременно Люлли выступал при дворе в качестве танцора, что отчасти
предопределило его склонность к балетному жанру. Он писал музыку для
руководимого им оркестра, а также сочинял танцевальные дивертисменты к
спектаклям. С 1653 года Люлли - придворный композитор. В 1650 - 60-е годы Люлли
выступал преимущественно как автор балетной музыки. Люлли создавал
комедии-балеты, оперы-балеты ("Триумф любви", 1681;
"Храм мира", 1685). К 1662 году
относится начало творческого содружества Люлли с Мольером. Ими созданы
совместно более 10 комедий-балетов: "Версальский экспромт" (1663), "Брак
поневоле" (1664), "Мещанин во дворянстве" (1670) и др. Впоследствии Люлли
обращается к оперному жанру. Вероятно, на формирование оперного стиля Люлли
повлияло знакомство с творчеством Ф. Кавалли, оперы которого ставились при
дворе Людовика XIV. К одной из его опер, "Ксеркс", Люлли в 1660 году написал
танцевальный дивертисмент. В 1672 году Люлли стал директором "Королевской
академии музыки", получив преимущественное право постановки своих произведений.
В оперных спектаклях Люлли принимал участие не только как композитор, но и как
дирижер, режиссер, балетмейстер. Либретто к операм Люлли писал Ф. Кино. Ими
создан монументальный оперный жанр "Лирическая трагедия" - пышный 5-актный
придворный спектакль, включающий и балетные сцены. Опере предшествовал
аллегорический пролог. В содружестве с Кино Люлли создал лирические трагедии:
"Альцеста" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Прозерпина" (1680), "Персей"
(1682), "Фаэтон" (1683), "Амадис" (1684), "Армида" (1686) и др. В отличие от
современных ему итальянских композиторов Люлли стремился к органическому
синтезу музыки и драмы. Этим он предвосхищает творчество
Рамо и в особенности
Глюка.
Важным средством в операх Люлли являются драматически приподнятые
речитативы. Балетные дивертисменты, связывая отдельные сцены, создают единство
действия. Люлли по праву считается создателем классической формы французской
увертюры (из трех контрастирующих частей).
Помимо опер и балетов, Люлли писал также хоровые произведения (мотеты, Te Deum).
Наряду с традиционными полифоническими приемами он использовал и гомофонно-
гармонические средства. Мотеты писались, как правило, для двойного хора. Люлли
новаторски трактует мотетный жанр, активно используя оркестровые звучания
(вступительные ритурнели, сопровождение к хору в драматически напряженных
моментах).
В наше время, помимо отрывков из опер, исполняются преимущественно
инструментальные пьесы Люлли, в частности в музыкальной педагогике (например,
"Гавот").
Полное собрание сочинений Люлли в 10 томах издано в Париже в 1930 - 1939 годах
под редакцией А. Прюньера.
Е. А. Пустовит.