Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) -
поэтесса, критик, писательница (под
всевдонимом Антон Крайний). От сознания эпохи начала XX века неотделим
"литературный образ" Гиппиус (в замужестве Мережсковской), влияние которого на
литературный процесс признавалось едва ли не всеми литераторами-символистами:
А. Белым, В. Я. Брюсовым,
Вяч. И. Ивановым и многими другими. Сильное волевое
начало, подчас злое, точность и яркость многих литературных оценок, неистовое
проповедничество - черты личности, выразившиеся в творчестве "декадентской
мадонны", "сатанессы", "ведьмы".
В 1900-10-х годах Гиппиус - признанный мэтр литературы. Начав свой творческий
путь с публикации стихов, проникнутых индивидуалистическими мотивами, в
1890-1901 годах сотрудничает с журналом "Мир искусства", где публикует свои
первые литературно-критические статьи, потом становится соредактором журнала
"Новый путь". При содействии Гиппиус в журнале состоялся поэтический дебют А.
А. Блока. Гиппиус выступает в защиту религиозных идеалов, видя в их забвении
причину общественного неустройства. С этих эстетических и общественных
позиций ведет непримиримую борьбу не только с "отступниками" своего круга
(Брюсовым), но и против писателей-реалистов (М. Горького и Л. Н. Андреева).
В начале 20-х годов Гиппиус и
Д. С. Мережковский нелегально переходят
русско-польскую границу. С конца 1921 года Гиппиус - организатор литературных
воскресений в Париже, общества "Зеленая лампа" (1925-1940), собирающего
представителей разных поколений литературной эмиграции. Из ее прозы наиболее
значительны "Живые лица" (1925) и воспоминания о А. А. Блоке, В. Я.
Брюсове, Ф. К. Сологубе и др.
Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.