Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге в семье
академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюллова. В 1809 году он
становится воспитанником Петербургской Академии художеств, в которой в это
время уже учились его старшие братья.
Виднейшие мастера русского искусства начала XIX века - А. И. Иванов, А. Е.
Егоров, В. К. Шебуев - отмечали редкие способности и упорство Брюллова с
первых ученических лет. По свидетельству своего товарища, он вынес из Академии
пригоршни наград, получил все Малые и Большие серебряные медали. Однако
учителя были крайне недовольны теми работами юного художника, в которых он
нарушал строгие академические правила.
Так, в конкурсной картине "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде" (1819,
ГРМ) усмотрели "предосудительную фантазию", упрекая молодого Брюллова в том,
что античный персонаж изображен не на фоне привычного классического пейзажа.
Более того, по их мнению, художник "осмелился" показать упавшую на ногу
Нарцисса тень от одного из деревьев, чем "нарушил" чистоту идеальной формы.
Но, поддержанный своим учителем А. И. Ивановым, Брюллов все же получил Малую
золотую медаль, а следовательно, и возможность участвовать в конкурсе на
Большую золотую медаль ("Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского",
1821, ГРМ).
В августе 1822 года братья Александр и Карл Брюлловы на средства только что
основанного Общества поощрения художников отправились в Италию. Путь в Рим
лежал через Ригу, Дрезден, Берлин, Венецию, Падую, Болонью. Особыми
инструкциями художники предостерегались от революционных умонастроений,
назревавших в России и охвативших Францию и Италию, а равно и от
предосудительного увлечения "низким жанром", т. е. бытовой живописью. Кроме
того, было указано, кому из теоретиков и художников необходимо следовать, в
том числе назывались имена Леонардо да Винчи, Вазари, Рафаэля, Винкельмана,
Менгса, Висконти.
Работа Брюллова в Риме началась с изучения ватиканских фресок Рафаэля и
античной скульптуры. В искусстве великих живописцев прошлого - Рафаэля,
Тициана, Рембрандта - художника привлекала жизненная правда. "Первое, что я
приобрел в вояже - есть то, что я уверился в ненужности манер", - писал он
старшему брату Федору.
Вопреки предостережениям Общества, Брюллов с увлечением занялся жанровой
живописью; появляются его "Итальянское утро" (1824, местонахождение
неизвестно), "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (1827, ГРМ),
"Итальянский полдень" (1827, ГРМ). Радость жизни пронизывает эти картины.
Прекрасное Брюллов видит в полноте жизненных ощущений, в непосредственности
человеческих чувств, в простом и повседневном. Особенно проявились взгляды
Брюллова на задачи искусства в "Итальянском полдне". Молодая итальянка в
густой зелени сада срывает виноградную гроздь. В мягком абрисе головы, плеч,
рук, в румянце щек, блеске увлажненных глаз искрится радость бытия,
жизнерадостное и полнокровное ощущение жизни, слияние с окружающим. Солнечные
лучи пронизывают листву виноградника, скользят по рукам, лицу, одежде девушки;
создается атмосфера живой связи человека с природой.
Устои старых эстетических канонов были поколеблены. Общество поощрения
художников вынуждено было заметить живописцу: "Ваша модель была более приятных,
нежели изящных соразмерностей... целью художества вообще должно быть
изображение натуры в изящнейшем виде". Брюллов отвечал: "... художник имеет
право отступать от условной красоты форм и искать предположенного разнообразия
в тех формах простой натуры, которые нередко даже более нам нравятся, нежели
строгая красота статуй".
Восхищение красотой натуры, свободным проявлением чувств человека вызвали в
творчестве художника интерес к камерно-интимному портрету и портрету-картине.
Им были написаны: "Автопортрет" (ок. 1833, ГРМ), портреты А. П. Брюллова (не
позднее 1841, ГРМ), Г. Г. Гагарина (ок. 1833, ГРМ); из акварелей - портреты
Олениных, "Графиня О. П. Ферзен на ослике" (1835, ГРМ); большие групповые
портреты княгини Елены Павловны с дочерью (1830, ГРМ), Ю. П. Самойловой с
Джованиной Паччини и арапчонком (не позднее 1842, США) и знаменитый
портрет-картина "Всадница" (1832, ГТГ), принятые особенно горячо.
Яркий талант, всесторонняя образованность, самостоятельность и независимость
(разрыв с Обществом поощрения художников, отказ носить орден Владимира,
которым наградил художника Николай I) привлекли к Брюллову внимание
современников. Неудивительно, что его студия в Риме на Via Corso пользовалась
популярностью.
Дружба связывала Брюллова с
М. И. Глинкой и
А. К. Толстым, братьями С. и А.
Тургеневыми, 3. Н. Волконской, Ю. П. Самойловой, В. А. Перовским.
Самое значительное произведение, созданное Брюлловым - "Последний день Помпеи"
(1833, ГРМ), в основе содержания которого - трагедия римского города,
погибшего при извержении Везувия (1 в. н. э.).
Брюллов работал над этим полотном свыше шести лет: изучал документы, связанные
с гибелью Помпеи, письма Плиния Тациту, присутствовал на раскопках Геркуланума
и Помпеи, исследовал исторические и археологические материалы.
Действие в картине развивается со стремительной быстротой и охватывает
огромное пространство: весь город полон смятения; багровое небо, прорезанное
холодными стрелами молний, резкие контрасты света и тени, бегущие люди, даже
сейчас, в трагическую минуту жизни, классически прекрасны.
Брюллов сумел передать самое ценное в людях - чувство любви к ближнему.
События современности волновали художника. Он живо воспринимал тревожную, часто
полную трагичности, современную ему жизнь, в которой люди, воодушевленные
светлыми идеалами, вступали в борьбу с силами реакции и погибали.
Однако К. П. Брюллов еще не порвал с традициями классицизма... Идеализация
натуры, каноническое расположение фигур, условный цвет, свет - все это
присутствует. Но новое властно заявляет о себе, о чем свидетельствуют
массовость сцены, отсутствие обязательного главного героя, динамичность
картины в целом и самое важное - интерес к внутреннему миру человека,
стремление показать сложность чувств.
Осенью 1833 года художник открыл двери студии. Вскоре началось триумфальное
шествие картины по выставкам разных городов Европы - Рима, Милана, Парижа,
Петербурга. Успех был огромным.
Гоголь писал о произведении Брюллова: "... его фигуры прекрасны при всем ужасе
их положения". Пушкин восторженно приветствовал художника и посвятил ему
стихотворение. Глава итальянской художественной школы Каммуччини объявил
Брюллова художником-колоссом. Вальтер Скотт, посетивший его мастерскую, назвал
это творение эпопеей. Брюллова избирают почетным членом Миланской Академии
изящных искусств, Академий Болоньи, Флоренции, Пармы. В Париже автору
присуждается Большая золотая медаль. Восторжено была встречена картина передовой
русской общественностью. Лермонтов, Баратынский, Жуковский, Белинский, Герцен,
Глинка высоко оценили талант своего соотечественника.
Прежде чем вернуться на родину и занять профессорскую должность в Академии
художеств, Брюллов с "художественной экспедицией" В. П. Давыдова отправился в
Грецию, Турцию и Малую Азию. Мастерски владея техникой рисунка, сепии и
акварели, художник создал сюиту этюдов о Греции.
По приглашению Г. Г. Гагарина Брюллов отправился в Константинополь на бриге
"Фемистокл", командиром которого был прославленный впоследствии адмирал В. А.
Корнилов. Акварельный портрет В. А. Корнилова и пейзажи Греции принадлежат к
лучшему, что создано Брюлловым в графике.
25 декабря 1835 года художник возвращается в Москву, а в мае 1836 года
приезжает в Петербург. Пушкин, с которым Брюллов подружился в Москве, пишет
жене: "Брюллов сейчас у меня. Едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата
и неволи".
Жизнь в Петербурге не была легкой и независимой. Профессорство в Академии
художеств (Брюллов преподавал в звании младшего профессора) невольно стало
чиновной службой с бесконечной опекой царского Двора, заказами на церковные
образа и царские портреты, с трудной работой над историческим полотном "Осада
Пскова", превратившейся, по словам художника, в "Досаду от Пскова".
Вместе с тем дружба его с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Глинкой, знакомство с
Гоголем, Белинским, Лермонтовым, Баратынским, Даргомыжским способствовали
новым творческим успехам художника.
Созданная Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников (он написал
около восьмидесяти портретов) - самое ценное в его наследии. Парадные портреты,
которые принесли художнику успех еще в 20-30-е годы, занимают значительное
место и в петербургский период творчества. Среди них портреты В. А. Перовского
(1836, ГРМ), Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), сестер О. А. и А. А. Шишмаревых
(1839, ГРМ); особенно выделяется портрет-картина "Графиня Ю. П. Самойлова,
удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (не позднее 1842, ГРМ).
Это произведение Брюллова имеет своеобразный аллегорический смысл. В глубине
картины изображен император в костюме султана, а царедворец с жезлом бога
торговли Меркурия указывает на олицетворяющую невинность девушку в белом
покрывале. Маскарад ассоциировался у Брюллова с представлением о фальши и
пустоте высшего света. В портрете ему противопоставлены образы гордой и
независимой Ю. П. Самойловой, задумчивой, нежной Амацилии Паччини.
Особенных успехов добился художник в реалистическом, психологическом портрете.
Портрет Н. В. Кукольника (1836, ГТГ), поэта В. А. Жуковского (1838, ГТГ),
баснописца И. А. Крылова (1841, ГТГ), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова
(1840, ГТГ), ученого-археолога М. А. Ланчи (1852, ГТГ), "Автопортрет" (1848,
ГТГ) - все это жемчужины русского портретного искусства. О них писал В. Г.
Белинский: "Уметь верно списать портрет - есть уже своего рода талант, но этим
не оканчивается все... Пусть с него снимет портрет Брюллов и Вам покажется,
что зеркало не так верно повторяет образ Вашего знакомого, как этот портрет,
потому что это будет не только портрет, но и художественное произведение, в
котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала".
Написанный во время болезни "Автопортрет" - своеобразная автобиография
художника.
Весной 1849 года Брюллов уехал лечиться за границу. Скончался художник 23 июня
1852 года в местечке Марчиано близ Рима.
О. Ф. Петрова
"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.