Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 - 1941) - российский писатель,
литературовед, философ. В истории русской литературы книга Мережковского
"О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1892)
стала первой развернутой декларацией декаденства. Книга Мережковского призывала
к созданию "нового идеального искусства, грядущего в России на смену
утилитарному пошлому реализму". Русский символизм получил в трактате
Мережковского развернутую характеристику, в которой были сформулированы его
мировоззренческие и эстетические принципы. Мережковский упрекал русскую
литературу в чрезмерной гражданской тенденциозности, в нарочитой идейности, в
отсутствии в ней "божественного идеализма". Ведь в основе искусства, считал он,
лежит религиозное чувство, предощущение Бога. Поэтической декларацией явился
сборник стихотворений Мережковского "Символы" (1892), с эпиграфом из "Фауста"
И. В. Гёте: "Все преходящее есть только символ". Наиболее отчетливо свое
эстетическое воззрение на мир Мережковский выразил в стихотворении
"Дети ночи" (1896). Декларативная риторичность сочетается здесь с
представлением о поэте как о провозвестнике новой красоты и таинственного
"неведомого". Мережковский не был крупным поэтом, но сыграл, однако,
определенную роль в развитии самих принципов новой поэзии, утвердив в ней
ряд устойчивых образов и тем.
В 90-е годы Мережковский начал писать самое значительное свое произведение -
трилогию "Христос и Антихрист", в которой выразил свой взгляд на историю и
грядущие судьбы человечества (часть I - "Отверженный" ["Смерть богов"
("Юлиан Отступник")], 1896; часть II - "Воскресшие боги" ("Леонардо да
Винчи"), 1901; часть III - "Антихрист" ("Петр и Алексей"), 1905). Исторический
материал и проблематика романов были подчинены доказательству мистической
теории Мережковского, который считал, что в жизни всегда борются две правды -
небесная и земная, дух и плоть, Христос и Антихрист. Первое проявляется в
стремлении духа к самоотречению и слиянию с богом, вторая - в стремлении
человека к самоутверждению, владычеству индивидуальной воли.
На аналогичной оппозиции строятся и литературно-критические исследования
Мережковского, самое значительное из которых "Л. Толстой и Достоевский.
Жизнь и творчество" (т. 1 - "Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского",
т. 2 - "Религия у Л. Толстого и Достоевского", 1901-1902). Ф. М. Достоевский
представал у Мережковского как "провидец духа", а Л. Н. Толстой - "как
провидец плоти". В синтезе их художественных открытий Мережковский предрекал
постижение высшей ступени человеческого познания - религиозно-мистическую
тайну бытия. Последняя такая литературная антитеза в критической работе о
Н. А. Некрасове и Ф. И. Тютчеве "Две тайны русской поэзии" (1915).
После поражения первой русской революции Мережковский публикует ряд работ
"общественного характера": "Грядущий хам" (1906), "Не мир, но меч. К будущей
критике христианства" (1908), "Больная Россия" (1910). В эти же годы
Мережковский выступает как драматург, пишет пьесы "Павел I" (1908), "Царевич
Алексей" (1920) и романы "Александр I" и "14 декабря" (1918).
В 1920 году Мережковский эмигрировал сначала в Польшу, затем до конца дней
жил в Париже. В эмиграции Мережковский пишет эссе, философские раздумья об
исторических лицах: "Наполеон" (1929), "Иисус Неизвестный" (1932-1933), "Жанна
д'Арк" (1938), "Данте" (1939).
Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.