Ян Сибелиус (08.12.1865 - 20.09.1957) -
финский композитор. Композиции учился в Хельсинской
консерватории у М. Вегелиуса - пионера финской национальной музыки. Продолжал
занятия в 1889-1891 годах в Берлине у А. Беккера и в Вене у Р. Фукса и
К. Гольдмарка. По возвращении на родину вел классы теории композиции и скрипки
в консерватории, затем благодаря постоянной государственной стипендии смог
посвятить себя исключительно творчеству. С 1904 года жил и работал в местечке
Ярвенпя, близ Хельсинки.
В 1892 году в Хельсинки состоялся первый авторский концерт Сибелиуса, на котором
прозвучала первая из его симфонических поэм "Куллерво", знаменовавшая собой
зарождение финского национального романтического музыкального стиля. В
последующие десятилетия вплоть до 1-й мировой войны музыка Сибелиуса
завоевывает полное признание на родине и за ее пределами, в особенности
симфонические поэмы на сюжеты из финской народной поэзии, истории, мифологии и
эпоса ("Туонельский лебедь", "Финляндия"), а также симфонии, скрипичный концерт,
"Грустный вальс" (из музыки к спектаклю "Куолема" Ярнефельта). Музыка Сибелиуса
привлекает своеобразным северным колоритом, мужественным и сдержанным пафосом,
непосредственностью чувства, красочностью, мелодичностью.
После окончания войны, в результате роста антиромантических и модернистских
тенденций,
музыка Сибелиуса несколько теряет свое значение в Европе, оказавшись на рубеже
двух эпох. Неопределенность его положения как музыканта отражается на творческой
активности Сибелиуса. Последние крупные его сочинения - 6-я и 7-я симфонии и
симфоническая поэма "Тапиола" - относятся к началу 20-х годов. После 1929 года
Сибелиус почти не сочинял. Со временем его музыка опять приобрела огромную
популярность.
Значение музыки Сибелиуса для его родины состоит в создании первых выдающихся
сочинений в национальном стиле.
Симфонические поэмы на финские национальные темы, написанные рукой талантливого
мастера, были восторженно приняты его соотечественниками и вызвали живой интерес
к финской культуре в остальном мире. Для творческой индивидуальности Сибелиуса
характерно, что композитор, черпая вдохновение в народных преданиях, почти не
пользовался фольклорными цитатами. Элементы финской народной песенности
выступают в его музыке в творчески развитом виде.
За пределами Финляндии одними из первых оценили дарование Сибелиуса
российские музыканты. Духовная близость идеалов явилась основой дружбы
Сибелиуса с Н. А. Римским-Корсаковым,
А. К. Глазуновым и другими выдающимися
представителями российской музыкальной культуры.
Ю. Б. Объедов.