Кристоф Виллибальд Глюк (02.07.1714 - 15.11.1787) - немецкий композитор,
по национальности чех (по другой версии - немец). Сын лесничего. В раннем
детстве переехал с родителями в Чехию. В 1727 году семья поселилась в
Эйзенберге, близ Комотау. В 1731 году поступил в Пражский университет на
философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у
знаменитого чешского музыканта Б. Черногорского. В 1735 или 1736 году Глюк
переехал в Вену, где поступил на службу к графу Лобковицу, а отсюда - в Милан,
в качестве камер-музыканта капеллы князя А. М. Мельци. В Милане Глюк 4 года
занимался у Дж. Б. Саммартини. В 1741 году он дебютировал оперой "Артаксеркс"
(на либретто П. Метастазио), за которой последовали другие, в стиле итальянской
музыки того времени, написанные также на мифологические и
легендарно-исторические сюжеты П. Метастазио. Глюк писал и отдельные номера для
опер других композиторов. Постановки опер Глюка "Деметрий" (1742), "Демофонт"
(1742), "Тигран" (1743), "Гиперместра" (1744) и др. проходили с большим успехом,
и в 1745 году он получил заказ на сочинение двух опер от английского театра.
Глюк переехал в Лондон, где познакомился с Г. Ф. Генделем. В марте 1746 года
в Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.
Оратория Генделя, а также и оперы
Рамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже,
произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел
к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между
собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремился в своем
творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от
внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской
сцене.
В 1747-50-х годах оперы Глюка ставились под его управлением в ряде
европейских городов (Дрезден, Гамбург, Вена, Прага, Копенгаген и др.). Уже его
опера "Узнанная Семирамида" (пост. 1748) заметно отличается от предыдущих. В
1752 году Глюк окончательно поселился в Вене. В 1754-1764 годах он был
дирижером Венской придворной оперы, для которой написал несколько комических
опер в стиле модной в те годы французской оперы-буфф. Из них наибольший успех
имели "Одураченный кади" (1761) и особенно "Непредвиденная встреча" (1764;
известна также под названием "Пилигримы из Мекки"). Для Вены Глюк создал также
несколько балетов (танцевальных драм), в том числе "Дон-Жуан", поставленный
известным хореографом Анджолини.
Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от
старых оперных традиций, была опера "Орфей и Эвридика" (пост. 1762, Вена;
2-ая редакция, пост. 1774, Париж). В отличие от прежних опер в "Орфее" Глюк
стремился к цельности и органичности музыкально-сценического развития,
сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка
оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашел в
лице Р. Кальцабиджи.
Более последовательно свои реформаторские идеи Глюк осуществил в операх
"Альцеста" (пост. 1767, Вена) и "Парис и Елена" (пост. 1770, Вена). Новые
творческие задачи Глюк сформулировал в известном предисловии к опере
"Альцеста", где писал, что его цель - усилить музыкой выразительность поэзии,
драматизировать оперу; что ради этого он отказывается от угождения певцам, от
условности оперного пения; что его увертюры должны быть "вступительным
обзором содержания оперы", и, наконец, что в основе всей драмы должен быть
"язык сердца, сильные страсти". Тесно связывая речитативы с ариями и хорами.
Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий.
Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор
и балет органически включаются им в драматургический план. "Простота, правда
и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях
искусства", - писал Глюк.
В 1773 году Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы "Ифигения в
Авлиде" по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже
горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников
драматического направления - "глюкистов", которые считали музыку Глюка
созвучной просветительским идеям Руссо, и "пиччиннистов" - парижскую
аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного
театра и выдвигавших в противовес Глюку итальянского композитора Н. Пиччинни.
Между "глюкистами" и "пиччиннистами" разгорелась ожесточенная борьба. Но успех
"Армиды" (1777) и особенно "Ифигении в Тавриде" (1779) нанес решительное
поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк
произвел в Париже "музыкальную революцию"). После постановки своей последней
оперы "Эхо и Нарцисс" (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением
Глюка было "De profundis" для хора с оркестром, написанное за пять дней до
смерти.
Музыкально-историческое значение Глюка чрезвачайно велико. Своим творчеством он
оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на
Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной
революции конца 18 века (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).
Берлиоз, отлично знавший
партитуры Глюка, назвал его "Эсхилом музыки". Оперное
творчество Глюка исключительно высоко оценивал
М. И. Глинка. Р. Штраус считал
дату премьеры "Ифигении в Авлиде" началом новой эры в истории европейской
музыки.
М. Ю. Миркин.