Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) родился в Москве. Отец его был
землемером, мать, на попечении которой будущий поэт остался с раннего детства,
происходила из духовного рода и своей религиозностью оказала на сына большое
влияние. После гимназии и двух лет обучения на историко-филологическом
факультете Московского университета Вячеслав Иванов уехал в Берлин и занимался
у знаменитого историка Древнего Рима Моммзена. Долго жил на Западе,
преимущественно в Италии, возвратился в Россию лишь в 1905 году. За границей
штудировал сочинения славянофилов, увлекся философией Ницше и Вл. Соловьева,
предопределивших мотивы его поэзии. По существу дебютировал в литературе
книгой "Кормчие звезды" (1903) в возрасте тридцати шести лет. Быстро стал
виднейшей фигурой в кругу символистов, заняв место рядом с Блоком, А. Белым и
другими поэтами "второй волны" символизма. Литературные вечера - "среды"
Вячеслава Иванова "на Башне", в его петербургской квартире, в 1905-1907 годах,
привлекали многих писателей. В. Иванов выступал не только как поэт, но и как
теоретик символизма, драматург, переводчик. Истоки поэзии Вячеслава Иванова -
в религиозно-мистических исканиях "соборности", под которой понималось
преодоление людской разобщенности, "буржуазного индивидуализма" эпохи, в
утопических надеждах на некое обновление религии, на новую эру в судьбах мира и
человечества, когда восторжествует "синтетическое", "всенародное" искусство и
красота. Поэт, по утверждению Вячеслава Иванова, - "религиозный устроитель
жизни", а религия - "чувствование связи всего сущего и смысла всяческой жизни".
Истинно научный, социально-политический подход к истории и обществу Вячеславом
Ивановым, как и другими символистами, отвергался. Многие стихи В. Иванова
чрезмерно отягощены филологической ученостью и трудны для восприятия; поэту
присуща пышная, красочная и по-своему оригинальная архаистическая лексика,
сложные инверсии, тяжелая медлительность и "густота" стиха, в котором
как бы воплощена идея "вечного" русского языка "от Иллариона и Епифания
Премудрого до словаря Даля". Россия появлялась в стихах Вячеслава Иванова
изредка, чаще мы видим в них картины античности, итальянский пейзаж, горы и
моря южной Европы - его творчество давно определяли как "скитания
славянина по чужим странам и дальним векам". Многое в наследии Вячеслава
Иванова уже мертво, но роль, которую он сыграл в литературном движении начала
XX века, и такие мастерские его произведения, как "Зимние сонеты" и "Римские
сонеты", заставляют нас изучать его вклад в поэзию. После Октябрьской
революции В. Иванов принимал участие в культурном строительстве, был
профессором филологии в Бакинском университете. В августе 1924 года покинул
родину и поселился в Риме. Перешел в католичество, чтобы, как он говорил, стать
"до конца православным". Читал лекции по русской литературе и языку в
университете города Павии. Скончался в Риме.
Литература.
1. "Три века русской поэзии". Составитель Н. В. Банников, Москва, "Просвещение",
1986.