Эдвард Григ (15.06.1843 - 04.09.1907) - норвежский композитор. Первые
уроки игры на фортепьяно получил у своей матери, хорошей пианистки. На
дарование юного Грига обратил внимание известный норвежский скрипач и композитор
О. Булль, по совету которого Григ был направлен в Лейпцигскую консерваторию.
Здесь его учителями были Э. Венцель и И. Мошелес (фортепьяно), М. Хауптман,
Э. Ф. Рихтер и К. Рейнеке (композиция). В 1863 году переехал в Копенгаген,
где начал заниматься у виднейших датских композиторов Н. Гаде и Э. Хартмана,
возглавлявших в то время национальное направление в скандинавской музыке.
Большое значение для творческого развития Грига имела также дружба с рано
умершим норвежским композитором Р. Нурдроком, неутомимым пропагандистом
национального искусства. Вместе с ним Григ организовал в 1865 году в
Копенгагене "Общество Эвтерпы" для популяризации произведений молодых
скандинавских композиторов.
В эти годы появляются и первые сочинения Грига, окрашенные своеобразным
национальным колоритом, - мелкие фортепьянные пьесы, соната для фортепьяно,
1-я скрипичная соната, увертюра для оркестра "Осенью". В 1867-1874 годах Григ
был дирижером Филармонического общества в Христиании. Наряду с произведениями
скандинавских композиторов он знакомил слушателей с творчеством Шумана, Листа,
Вагнера. В 1871 году совместно с композитором И. Свенсеном Григ основал
музыкальное общество, пропагандировавшее симфоническую музыку и сыгравшее
значительную роль в культурной жизни Норвегии. С 1880 года жил в своем родном
городе Бергене; здесь он возглавлял музыкальное общество "Гармония". В 1888
году в Лейпциге произошло знакомство Грига с
П. И. Чайковским, перешедшее в
дружеские отношения. В 1893 году он одновременно с Чайковским,
Сен-Сансом,
Бойто и Брухом получил почетную степень доктора музыки Кембриджского
университета. Интенсивную композиторскую деятельность Григ совмещал с
гастрольными поездками в города Франции, Германии, Англии (в 1899 году он
отказался выступать в Париже в знак протеста против дела Дрейфуса).
Своеобразие творчества Грига основано на широком использовании элементов
народной музыки. "Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских
песен, - писал он, - и пытался создать национальное искусство из этого до сих
пор неосознанного источника народной души". В произведениях Грига находят
отражение народные сказания и легенды, песни и танцы; композитор рисует в них
картины норвежской природы. "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией,
отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и
грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда
несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал
Чайковский о музыке Эдварда Грига.
Григ создал большое количество превосходных песен и фортепьянных пьес. В числе
последних - соната, десять тетрадей "Лирических пьес", циклы "Картины народной
жизни", "Норвежские крестьянские танцы" и многое другое.
Большой популярностью пользуются камерные сочинения Грига - его три сонаты для
скрипки и фортепьяно (особенно 1-я и 3-я), соната для виолончели и фортепьяно,
струнный квартет. Превосходный пианист, Григ написал фортепьянный концерт ля
минор, получивший широкое распространение во всем мире.
Из симфонических произведений Грига всеобщее признание получили сюита "Сигурд
Крестоносец" и особенно две сюиты из музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" (вся
музыка состоит из 23 номеров).
Значение Грига исключительно велико в истории не только норвежской и
скандинавской, но и всей мировой музыки. Его произведения оказали огромное
влияние на творчество последующих поколений скандинавских композиторов.
М. Ю. Миркин.