Анна Маньяни (07.03.1908 - 26.09.1973) - итальянская актриса. Училась в
школе декламации академии "Санта-Чечилия" в Риме. В середине 20-х годов XX века
работала в труппе В. Чимары. В 1934 году снялась в кино (фильм "Слепая из
Сорренто"), но дебют прошел незамеченным. В 1941 году режиссер
В. де Сика
пригласил Маньяни на главную роль в фильме "Тереза-Пятница". В нем Маньяни
впервые создала образ женщины из народа, привлекательный своей
непосредственностью, темпераментом, искренностью переживаний. В 1941 году
Маньяни выступала на эстраде с известным итальянским комиком Тото. В 1945 году
снялась в роли Пины в фильме "Рим - открытый город" (режиссер
Р. Росселлини),
появление которого ознаменовало рождение неореализма в послевоенном
итальянском кино. Маньяни оказалась актрисой, способной наиболее полно выразить
идейные и эстетические принципы неореализма. В ее исполнении сочетались патетика
и комедийность, эпическая масштабность и тончайшая индивидуализация характера.
В 1946 году Маньяни снялась в фильме "Бандит", в 1947 году - в фильме
"Депутатка Анджелина" (премия Международного кинофестиваля в Венеции). В фильме
"Мечты на дорогах" (1948) создала трагикомический образ женщины, измученной
нуждой и необходимостью соблюдать видимость благополучного буржуазного
существования. В смешных и печальных перипетиях Маньяни получила возможность
еще раз раскрыть близкую ее творчеству лирическую тему - естественность порыва
к счастью.
В 1948 году Маньяни снялась в фильме Росселлини "Любовь". В картине "Самая
красивая" (1951, режиссер Л. Висконти) Маньяни сыграла Маддалену, женщину из
низов, стремящуюся к счастью; эта тема, как и в фильме "Мечты на дорогах",
получает в ее исполнении трагикомическое преломление. Героиня Маньяни хочет
сделать свою маленькую дочь "кинозвездой". Она добивается цели, но
отказывается от осуществления мечты во имя своего человеческого достоинства. К
значительным работам актрисы относится и картина "Золотая карета" (1953,
режиссер Ж. Ренуар). В середине 50-х годов XX века Маньяни снялась в Голливуде в
фильме "Татуированная роза" (премия "Оскар", 1955) и "Дикий ветер" (премия
Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1958), затем в Италии сыграла
главную роль в фильме "Сестра Летиция" (1957), создав образ гуманной монахини -
воспитательницы в детском интернате. В картине "Ад посреди города" (1959)
исполнила роль одной из заключенных женской тюрьмы. Искусство Маньяни глубоко
национально как по характерам ее героинь, так и по самой манере исполнения.
Крупнейшая работа актрисы в 60-е годы - роль римской проститутки в фильме
"Мама Рома" (1962, режиссер П. П. Пазолини), пытающейся ради любви к сыну
стать на честный путь. Актриса с огромным драматизмом раскрыла силу
материнской любви и человичность своей героини. Маньяни снялась также в фильме
режиссера С. Крамера "Тайна Санта-Виттории" (1968). С начала 70-х годов
работала на ТВ, где сыграла в сериале "Три женщины". Последнее появление Анны
Маньяни на экране - маленький эпизод в фильме Ф. Феллини "Рим" (1972).
"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.