Адольф Шарль Адан (24.07.1803 - 03.05.1856) - французский композитор.
Сын и ученик фортепьянного педагога Луи Адана. Окончил Парижскую консерваторию
по классу композиции Буальдьё.
Еще студентом консерватории Адан написал по
эскизам Буальдьё увертюру к его известной опере "Белая дама". По совету своего
учителя Адан обратился к жанру комической оперы. Первая же одноактная опера
Адана на сюжет из жизни Петра I - "Катерина" (1829) принесла композитору
известность. Комические оперы Адана, в которых заметно влияние
Обера пользовались в свое время успехом;
среди них - "Хижина" (1834), "Король из Ивето" по Беранже (1842), "Калиостро"
(1844), "Тореадор" (1849), "Жиральда" (1850), "Нюрнбергская кукла" по новелле
Гофмана "Песочный человек" (1852), "Будь я король" (1852), "Фальстаф" по
Шекспиру (1856). Особенно прославила композитора опера "Почтальон из Лонжюмо"
(1836), мелодии которой близки французским бытовым песням (например, песня
почтальона). Адан писал и "большие оперы" в стиле Мейербера, но менее успешно;
наибольшее число представлений выдержала опера "Ричард в Палестине" (1844).
Около года (1839-1840) Адан жил в Петербурге, где писал музыку по заказу
дирекции императорских театров. В 1847 году он организовал в Париже
"Национальный театр" для постановки опер молодых композиторов,
просуществовавший лишь год. В 1847-1848 годах Адан писал музыкальные фельетоны
в газетах. С 1848 года состоял профессором Парижской консерватории по классу
композиции, с 1844 года членом Института Франции.
Музыка Адана отличается мелодичностью, изяществом; успеху многих его опер и
балетов способствовала и простота сюжета. Однако до наших дней удержались на
сцене лишь опера "Почтальон из Лонжюмо" и балеты - "Жизель" по Готье (пост.
1841) и "Корсар" (пост. 1856); эти произведения положили начало французскому
романтическому балету, получившему дальнейшее развитие в творчестве
Лео Делиба.
М. Ю. Миркин.