Уолт Дисней (настоящее имя Уолтер Элайас) (05.12.1901 -
15.12.1966) - американский режиссер, художник, продюсер. Родился в Чикаго в
семье бедных выходцев из Ирландии. С 1919 года работал художником-карикатуристом
в Канзас-Сити. Затем Дисней поступил в рекламную компанию, где стал работать с
Ю. Айверксом, внесшим большой вклад в создание популярных диснеевских героев.
В духе оживших комиксов выпускал серию рисованных короткометражных фильмов
"Граммы смеха", снимал рекламные ролики. Создал собственную небольшую компанию
"Лаф-о-грамз", где снял рисованные фильмы-сказки "Золушка", "Красная Шапочка",
"Кот в сапогах" и другие.
С 1923 года в Голливуде. Снял две серии мультипликационных фильмов - "Алиса в
стране мультипликации", основанном на совмещении актера и рисованной
мультипликации, и "Освальд - счастливый кролик". В немом фильме "Безумный
аэроплан" (1928) появился новый персонаж Диснея - мышонок Микки Маус. Полностью
свой характер он проявил только в звуковом фильме "Пароход Вилли" (1928), в
котором была достигнута слитность музыки и шумов с действием, поведением
персонажей.
В 1929 году вышел "Танец скелетов" на музыку
К. Сен-Санса, положивший начало
серии "Забавных симфоний". Героями большинства выпусков были Микки Маус, задира
и неудачник утенок Дональд Дак, пес Плутто и другие постоянные персонажи
фильмов Диснея. В 1932 году за создание Микки Мауса Дисней получил премию
"Оскар". Уже в начале 30-х годов отчетливо проступили черты художественного
метода Диснея, в основу которого был положен принцип антропоморфизма -
очеловечивания животных, наделения их чертами и психикой "среднего американца".
Дисней реформировал американскую мультипликацию, возродив в ней лучшие
традиции комической школы М. Сеннетта. Он первым осознал огромные выразительные
возможности движения в мультипликационных фильмах. Его художники проявляли
большую фантазию, изобретательность, мастерство в разработке и построении трюка.
Стиль Диснея был эстетически закреплен поточной технологией производства.
В 1933 году Дисней одним из первых перешел к выпуску цветных фильмов, используя
разработанный в США метод "Техниколор". Особым успехом пользовался
его фильм "Три поросенка" (1933, премия "Оскар"), поставленный по мотивам
английской сказки. В условиях экономического кризиса картина выполняла
утешительную функцию, предлагая как рецепт индивидуального спасения деловитость
и трудолюбие. В середине 30-х годов фильмы Диснея постепенно завоевали
европейский и мировой кинорынок и начали оказывать эстетическое влияние на
развитие мультипликационного кино во многих странах.
Начиная с картины "Белоснежка и семь гномов" (1938, премия "Оскар", премия
Международного кинофестиваля в Венеции) Дисней обратился к полнометражным
фильмам. Этому способствовало создание новой специально оборудованной
студии-фабрики в Бёрбанке (1939). Вслед за "Белоснежкой" успехом пользовались
полнометражный фильм "Пиноккио" (1939), экспериментальные фильмы "Фантазия"
(1940), "Дамбо" (1941) и особенно "Бэмби" (1942) - поэтический рассказ об
олененке.
После 2-й мировой войны, во время которой студия Диснея переключилась на выпуск
заказных пропагандистских и учебно-инструктивных фильмов, он продолжал
выпускать преимущественно полнометражные рисованные фильмы: "Золушка" (1950,
премия Международного кинофестиваля в Венеции), "Алиса в стране чудес" (1951),
"Питер Пэн" (1953), "Леди и бродяга" (1955), "Спящая красавица" (1958), "Сто
один далматинский дог" (1961), "Мери Поппинз" (1965, основан на совмещении
актера и мультипликации), "Книга джунглей" (1967, была закончена уже после
смерти Диснея) и др., но при всем их высоком профессиональном уровне они в
лучшем случае повторяли достижения 30-х годов.
В конце 50-х - 60-е годы студия Диснея постепенно переключилась на производство
документальных видовых серий - "Люди и страны", "Приключения из жизни"
(наблюдение за жизнью животных), игровых коммерческих фильмов. Много фильмов и
специальных программ Дисней создал для ТВ. За свои работы Дисней получил 29
"Оскаров".
Последним значительным предприятием Уолта Диснея стало строительство огромного
увеселительного детского парка "Диснейленд" в Калифорнии, в котором ряд
аттракционов воспроизводит образы его фильмов (открыт в 1955 году).
А. А. Волков
"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.