Пьетро Масканьи (07.12.1863 - 02.08.1945) - итальянский композитор и
дирижер. Тайно от отца, желавшего, чтобы сын был юристом, Масканьи занимался
музыкой у А. Софредини. Шестнадцати лет он уже был автором ряда произведений,
в том числе симфонии и оперы "Пинотта" (пост. на сцене в 1932 году после
коренной переработки). Только после того, как его кантата получила в 1881 году
премию на Международной музыкальной выставке в Милане, отец Масканьи позволил
сыну заниматься музыкой, а затем и поступить в Миланскую консерваторию, где
Масканьи занимался композицией у А. Понкьелли и М. Саладино. С 1885 года
работал дирижером в различных итальянских оперных театрах.
В 1888 году получил 1-ю премию за оперу "Сельская честь" (пост. 1890, Рим) на
конкурсе одноактных опер, организованном музыкальным издателем Сонцоньо.
Правдивое изображение жизни сицилийских крестьян, эмоциональная музыкальная
обрисовка людей из народа с их искренними чувствами и переживаниями, доходчивые,
запоминающиеся мелодии (сицилиана Турриду, ария Сантуццы, песня Альфио и,
наконец, знаменитое симфоническое интермеццо, разделяющее две части оперы) -
все это создало опере небывалый успех как на итальянской сцене, так и за
границей. Оперы "Сельская честь" Масканьи и "Паяцы" Леонкавалло положили начало
оперному веризму, получившему широкое распространение в Италии и других
западноевропейских странах.
После Верди и Понкьелли
Масканьи наряду с Леонкавалло стал ведущим оперным
композитором Италии конца 19 века. Лучшими операми Масканьи в этот период
были "Друг Фриц" по новелле Эркман-Шатриана (пост. 1891) и "Ирис" из японской
жизни (пост. 1898); последняя опера сохранилась в репертуаре итальянских
театров. С появлением Пуччини
оперы Масканьи были оттеснены на второй план. А
его опера "Маски", премьера которой состоялась в 1901 году одновременно в
шести разных городах Италии, потерпела всюду фиаско.
В 1895-1902 годах Масканьи состоял директором консерватории в Пезаро. Позже
выступал лишь как дирижер собственных произведений. В 1929 году был избран
членом Итальянской академии.
В истории итальянского музыкального театра Масканьи остается автором "Сельской
чести" (все последующие оперы значительно уступали ей по своим достоинствам).
М. Ю. Миркин.