Роберто Росселлини (08.05.1906 - 03.06.1977) - итальянский режиссер.
Учился в Высшей технической школе. Первые фильмы снимал как любитель
("Послеполуденный отдых фавна" на музыку
К. Дебюсси, и др.). Был сценаристом.
Затем поставил фильмы, восхвалявшие военную машину Италии: "Белый корабль"
(1941, под руководством Ф. Де Бертиса),
"Пилот возвращается" и "Человек с крестом"
(1942), в которых пытался сблизить художественный кинематограф с документальным.
Война и поражение Италии вызвали у Росселлини разочарование в его вчерашних
идеалах, в то же время он воочию увидел примеры народного героизма,
патриотической воодушевленности народа в антифашистской борьбе. Его фильм
"Рим - открытый город" (1945, премия Международного кинофестиваля в Канне, 1946)
явился как бы манифестом направления в итальянском кино, получившего название
неореализма. Присущее Росселлини стремление к документализму сочеталось здесь с
героической, патетической устремленностью. Большое значение в фильмах Росселлини
имело изображение народной среды. В 1946 году Росселлини снял картину "Пайза"
(премия Международного кинофестиваля в Венеции). Отказавшись от единого сюжета,
режиссер создал документально точную хронику жизни Италии в годы войны.
Росселлини почти не пользуется монтажем, динамика действия в его фильмах
определялась контрастным стыком эпизодов, различных по эмоциональному звучанию.
"Пайза" выразила героические мотивы Сопротивления, но в ней развивалась и
тревожная контртема - крушение надежд, во имя которых боролись и умирали герои
"Рима - открытого города".
Тема нравственной деградации, связанной с общественным спадом конца 40-х годов,
отразилась в картине "Германия, год нулевой" и "Машина, убивающая плохих"
(1948). В трагикомическом аспекте эта тема прозвучала в фильме "Где свобода?"
(1953). В поисках нравственной опоры Росселлини обращается к религиозной
тематике: "Франциск, менестрель божий" (1950) о жизни св. Франциска Ассизского;
от неба ждет помощи отчаявшаяся героиня фильма "Стромболи, земля божья" (1950);
в фильме "Европа, 51" (1952) духовно опустошенная героиня находит выход в
христианской любви к ближнему.
Идейное смятение привело Росселлини к творческому кризису. Но он снова обрел
себя в процессе работы над фильмом "Индия, 1958" (1958) о стране, освобожденной
от колониальной зависимости. В этом фильме Росселлини возвратился к
документализму съемок, использовал непрофессиональных исполнителей. В фильме
"Генерал Делла Ровере" (1959, премия Международного кинофестиваля в Венеции)
режиссер не только восстанавливал события борьбы итальянского Сопротивления, но
и анализировал причины, делавшие в те годы самых заурядных людей героями. К
тому же времени относится действие картины "В Риме была ночь" (1960, премия
Международного кинофестиваля в Карлови-Вари). В 1961 году поставил фильм
"Да здравствует Италия!", посвященный Дж. Гарибальди, и "Ванина Ванини" (по
Стендалю).
В начале 60-х годов Росселлини стал работать главным образом на ТВ. В своих
высказываниях режиссер утверждал, что современное кино утратило свое назначение
и контакт со зрителем, что лишь телевидение, обращаясь не к безымянной толпе, а
к миллионам отдельных личностей, может вести с ними беседу, понятную и полезную
для обеих сторон. На ТВ Росселлини поставил ряд фильмов о выдающихся личностях -
"Сократ" (1970), "Блез Паскаль" (1971), "Декарт" (1973), "Кир II" и
исторических событиях - "История американской революции" (1971), "Год первый"
(1974) об итальянском политическом и государственном деятеле 1940-50-х годов
А. де Гаспери.
"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.