Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор.
Систематического музыкального образования не получил, хотя в детские годы
обучался игре на фортепьяно и пробовал сочинять. По семейной традиции юноша
был определен в гвардейскую школу. В конце 50-х годов Мусоргский познакомился
с А. С. Даргомыжским и
М. А. Балакиревым, завязал дружбу с
А. П. Бородиным,
Н. А. Римским-Корсаковым,
В. В. Стасовым. Встречи с ними помогли талантливому
музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя
музыке. В 1858 году Мусоргский выходит в отставку и становится активным
участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под
названием "Могучая кучка".
В своем творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский
был последовательным, ярким, смелым выразителем революционно-демократических
идей 60-х годов. Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх.
Монументальные новаторские музыкальные драмы "Борис Годунов" (по А. С. Пушкину)
и "Хованщина" - вершины его творчества. В этих произведениях, как и в
комической опере "Сорочинская ярмарка" (по Н. В. Гоголю), главное действующее
лицо - народ. Гениальный мастер музыкальных характеристик, Мусоргский создал
живые, сочные образы людей разных сословий, показав человеческую личность во
всем многообразии и сложности ее духовного мира. Психологическая глубина и
высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с богатством
музыкально-выразительных средств. Своеобразие и новизна музыкального языка
композитора заключается в новаторском использовании русской народной песенности,
в передаче интонаций живой речи.
Композитор стремился, чтобы в его произведениях "действующие лица говорили на
сцене, как говорят живые люди ...". Он этого достиг не только в операх, но и в
сольной вокальной музыке - песнях на сюжеты из крестьянской жизни, драматических
балладах, сатирических зарисовках. Это прежде всего такие шедевры, как
"Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Забытый", "Полководец", "Семинарист",
"Раёк", "Спесь", "Классик", "Песня о блохе" и др. К лучшим сочинениям
Мусоргского относятся также вокальный цикл "Детская", фантазия для оркестра
"Ночь на Лысой горе", гениальные "Картинки с выставки" для фортепьяно.
"Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа,
настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора - все это
беспримерно у Мусоргского", - писал В. В. Стасов.
Литература.
Ю. Булучевский, В. Фомин "Краткий музыкальный словарь для учащихся", Ленинград,
"Музыка", 1989.