Луис Бюнюэль (22.02.1900 - 29.07.1983) - испанский режиссер. В
1907-1915 годах учился в иезуитском колледже в Сарагосе, с 1917 года - в
Студенческой резиденции в Мадриде. В 1924-1927 годах в Париже участвовал в
движении "Авангард", работал ассистентом режиссера Ж. Эпштейна. В первых
фильмах "Андалузский пес" (1928) и "Золотой век" (1930) заметна близость
Бюнюэля к сюрреализму и традиции трагифарсового испанского гротеска; в
намеренно шокирующих картинах сказывались вызывающая антибуржуазность и
антиклерикализм. В документальном фильме "Лас Урдес. Земля без хлеба" (1932)
показал невыносимые условия крестьянского быта (фильм был запрещен и вышел на
экраны в 1937 году). В 1936 году Бюнюэль работал атташе по культуре
республиканской Испании во Франции, содействовал постановкам антифашистских
документальных лент. В 1939 году эмигрировал в США, был монтажером в Голливуде,
сотрудником киноотдела Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1946 году
переселился в Мексику, где вышли его фильмы "Большое казино" (1946), "Большой
кутила" (1949). Об изуродованном и попранном детстве рассказывает фильм
"Забытые" (1950, премия Международного кинофестиваля в Канне, 1951).
Естественность человеческих чувств противостоит фарисейской морали и законам
буржуазного общества в фильме "Лестница на небо" (1951, премия Международного
кинофестиваля в Канне, 1952), "Робинзон Крузо" (1952), "Бездны страсти"
(1953). К борьбе с социальной несправедливостью обращен фильм "Это называется
зарей" (1955, Франция). Трилогию об обреченных идеалистах составляют фильмы
"Назарин" (по Б. Пересу Гальдосу, 1958, премия Международного кинофестиваля
в Канне и премия ФИПРЕССИ там же, 1959), "Лихорадка пришла в Эль-Пао" (1959,
Франция-Мексика) и "Виридиана" (1961, Испания, главный приз Международного
кинофестиваля в Канне, фильм был запрещен французской цензурой). Показанные в
них Дон Кихоты преисполнены самоотверженности, но их добрые намерения часто
приводят к противоположным результатам. Бюнюэль отвергает как отвлеченное
мечтательство и споры во имя беспочвенных идеалов, так и примирение с жестокой
реальностью - отсюда постоянная драматическая коллизия его фильмов. Лентам
"Назарин" и "Виридиана" присуща емкая определенность реалистических образов,
строгость эпической формы, показ несовместимости благородных побуждений и
негуманной действительности, боль за поруганную человечность. В фильме
"Ангел-истребитель" (1962, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в
Каннах) Бюнюэль прибегает к гротескной фантастике, изображая застойность жизни
привилегированных классов и безысходность их будущего. В "Дневнике горночной"
(1964, Франция) обрисована удушливая среда собственников. Налетом иронии
освещена в "Дневной красавице" (1966, Франция, главный приз Международного
кинофестиваля в Венеции, 1967) судьба Северины, которая не может свести
воедино требования сексуальных импульсов и охваченного предрассудками
сознания; в "Тристане" (по Пересу Гальдосу, 1970) героиня стремится стать
свободной личностью, но оказывается пленницей общества, против которого
бунтовала (в главных ролях К. Денев). В фильмах "Млечный путь" (1969),
"Скромное обоняние буржуазии" (1972, премия "Оскар" и премия Мельеса, 1973),
"Призрак свободы" (1974), "Этот смутный объект желания" (1977, премия "Оскар")
(все Франция) - апокалиптические пророчества звучат в фарсово-озорной атмосфере,
обнажающей обреченность буржуазного строя. На Международном кинофестивале в
Венеции (1969) Бюнюэлю присуждено звание "мастера кино". За творчество в
совокупности получил также премию Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне
(1977) и премию Международного кинофестиваля в Москве (1979). Юбилейная премия
Международного кинофестиваля в Венеции (1982).
В. Ю. Силюнас.
Литература.
"Луис Бюнюэль". Сб., М., 1979.
Божович В. И. Луис Бюнюэль, в его кн.: "Современные западные кинорежиссеры",
М., 1972, с. 83-101.
Силюнас В. "Смех и отчаяние Луиса Бюнюэля", "ИК", 1982, 5.