Клод Ашиль Дебюсси (22.08.1862 - 25.03.1918) - французский композитор.
Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно) и Э. Гиро
(композиция). Еще будучи учеником консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве
домашнего пианиста российскую меценатку Н. фон Мекк в ее путешествиях по Европе,
провел лето 1881 и 1882 годов в имении Мекк - Браилове и в Москве. Дебюсси
познакомился с произведениями
Мусоргского,
Римского-Корсакова, оставившими след
в формировании творческих установок Дебюсси. В России он написал симфонию,
считавшуюся утерянной и найденную в виде четырехручного клавира, сделал
фортепьянное переложение трех танцев из балета
Чайковского "Лебединое озеро",
изданное Юргенсоном в Москве. В 1884 году при окончании консерватории Дебюсси
получил Римскую премию за кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию.
По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку символистов,
возглавляемому поэтом С. Малларме; опубликовал свои первые фортепьянные и
вокальные произведения. Поиски новых звукосочетаний характерны уже и для этого
периода творчества композитора. Особенно выделяются в этом отношении пьесы для
фортепьяно - "Арабески", "Бергамасская сюита", романсы - "Забытые ариетты",
"Пять поэм Бодлера". Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими
тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма, положили
начало направлению импрессионизма в музыке.
1890-е годы - расцвет творчества Дебюсси; в этот период он создает
симфонический прелюд по стихотворению Малларме "Послеполуденный отдых фавна",
оркестровый триптих с литературной программой "Ноктюрны" ("Облака",
"Празднества", "Сирены"; 1897-1899), музыкальную драму "Пеллеас и Мелизанда"
(пост. 1902, Париж) по пьесе бельгийского драматурга-символиста М.
Метерлинка. В этих сочинениях Дебюсси находит новые формы выражения, свой
характерный музыкальный язык, отличающийся своеобразием, красочностью образов,
изысканными гармониями и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой.
В последующих сочинениях Дебюсси развивает свои новаторские приемы. Светлые,
спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он создает колоритные
звуковые пейзажи - три симфонических эскиза "Море" (1905), навеянную картинами
испанского праздника "Иберию", наконец, знаменитые 24 прелюдии для фортепьяно
(1910-1913), открывшие новые перспективы в развитии фортепьянной музыки. Эти
прелюдиии с характерными названиями представляют собой импрессионистские
звуковые картины природы, передают впечатления от сказочных образов,
танцевальных сцен и др.
Значительное место в творчестве Дебюсси занимает вокальная музыка. В своих
романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда естественность и
непринужденность вокальной мелодии, подчас близкой интонациям человеческой речи.
Некоторые произведения Дебюсси в этом жанре выдержаны в старофранцузском
национальном характере, как, например, его вокальные циклы на тексты старинных
французских поэтов.
Среди камерных сочинений Дебюсси широкой известностью пользуется его струнный
квартет. Большой интерес представляют написанные им в последние годы жизни три
сонаты для различных инструментов и фортепьяно.
С 1910 года Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя собственные
произведения. В 1913 году он посетил также Россию, где с большим успехом
дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербурге и Москве.
Дебюсси много сотрудничал в газетах и журналах в качестве музыкального критика;
его критические статьи собраны в книге "Господин Крош - антидилетант".
Творчество Дебюсси, виднейшего представителя музыкального импрессионизма,
оказало большое влияние на музыку начала 20 века.
М. Ю. Миркин.