Гектор (Эктор) Луи Берлиоз (11.12.1803 - 08.03.1869) - французский
композитор, дирижер, музыкальный критик и писатель. Сын врача, атеиста и
филантропа, давшего Берлиозу образование в духе просветительства XVIII века и
элементарные музыкальные знания. Сочинять Берлиоз начал с 12 лет (камерная
музыка, романсы), мелодия написанного в отрочестве романса вошла потом как одна
из главных тем в "Фантастическую симфонию" (тема вступления). С 1823 года он
начал занятия композицией у Ф. Лесюэра, в 1826 году поступил в консерваторию,
где учился также у А. Рейха. Неудовлетворенный консерваторской системой
преподавания, усердно изучал партитуры
Глюка, Бетховена,
Вебера, знакомился с
музыкальными инструментами и их свойствами. Под впечатлением освободительного
движения в Греции Берлиоз сочиняет "героическую сцену" в духе Спонтини
"Греческая революция" (1826), начинает работу над оперой "Тайные судьи" на тему
о спасении невинно преследуемого из рук инквизиции (в законченном виде
сохранилась только увертюра, завоевавшая популярность).
Конец 1820-х - период быстрого идейного и творческого созревания молодого
музыканта. Берлиоз посещает художественные кружки, сближаясь с представителями
нового, романтического направления. Его внимание привлекают освободительные и
национально-романтические тенденции
литературы Великобритании (Байрон, В. Скотт, Т. Мур).
Большую роль в его личной и творческой биографии сыграла любовь к английской
актрисе Генриетте Смитсон, ставшей в последствии женой композитора. Еще в
консерватории Берлиоз пишет первые значительные произведения; в их числе
"Фантастическая симфония" ("Эпизод из жизни артиста", 1830), в основу программы
которой положены в сильно романтизированном виде события личной жизни
композитора (любовь к Г. Смитсон), сюжетные положения романа де Кинсея
"Англичанин, поглотитель опиума" и фантастические элементы гетевского "Фауста".
Симфония открыла новую эпоху в программной симфонической музыке как в отношении
тематики, так и форм, приемов развития (лейтмотивы, зачатки монотематизма,
пятичастность), а также небывалого по своим выразительным качествам
романтического оркестра.
Революция 1830 года захватывает молодого музыканта. Он делает обработку
"Марсельезы" для двойного хора и оркестра. В том же году композитор получает
Римскую премию за кантату "Последняя ночь Сарданапала" и уезжает в Италию.
Вернувшись в конце 1839 года в Париж, Берлиоз развернул энергичную деятельность
как композитор, дирижер, музыкальный критик (первые критические выступления
относятся еще к 1823 году). Игнорируемый правительством июльской монархии,
отказывавшим композитору в официальном признании и постоянной работе, Берлиоз
вынужден был зарабатывать на жизнь изнурительным трудом музыкального
фельетониста. В 1835 году начинается его работа в крупнейшем органе "Journal
des Débats", где он в течение почти 30 лет (попутно в "Музыкальной
газете" и других изданиях) пропагандировал высокие ценности классического
искусства, боролся против вульгарных вкусов, филистерства. Музыкальные статьи и
новеллы Берлиоза впоследствии были опубликованы в сборниках "Среди песен",
"Музыка и музыканты", "Музыкальные гротески", "Оркестровые вечера" и др. В
программы концертов, которым он все больше придает характер празднеств,
"фестивалей", Берлиоз, мечтавший о грандиозных музыкальных исполнениях для
огромной слушательской аудитории, включает, наряду со своими, произведения
Бетховена, Глюка, Мейербера, Ф. Давида, Глинки
и др. (вплоть до "Херувимской" Бортнянского).
Период 1830-1840-х годов - вершина в развитии берлиозовского искусства.
Композитор пишет симфонию "Гарольд в Италии" (1834), в которой рисует
образ байроновского Чайльд-Гарольда, связывая его со своими собственными
итальянскими воспоминаниями. Симфония написана для солирующего альта с
оркестром. Лейтмотив Гарольда выделен сумрачным тембром альта-соло - начало
тембровой характеристики, развитой впоследствии композитором. Итальянские
впечатления Берлиоза нашли отражение и в опере "Бенвенуто Челлини" (пост. 1838);
быстрое признание приобрела впоследствии вторая увертюра к этой опере -
"Римский карнавал".
В 1837 году Берлиоз создает одно из величайших своих произведений - Реквием.
Драматическая трактовка темы, масштабность замысла, массовость, огромная
эмоциональность музыки, новизна оркестровых эффектов ставят берлиозовский
Реквием на особое место среди сочинений аналогичных жанров. Благородная
поддержка Паганини
дает возможность Берлиозу посвятить себя воплощению давно
волновавших его образов "Ромео и Джульетты" Шекспира. В "драматической
симфонии" того же названия (1839) Берлиоз своеобразно сочетал принципы
программной симфонии, оперы и оратории. "Ромео и Джульетта" знаменует полный
отход от классических норм, в ней выявляются очертания нового, синтетического
жанра. Написанная в эти же годы "Траурно-триумфальная симфония" (1840) для
духового оркестра огромного состава (по желанию в финале могут быть
присоединены симфонический оркестр и хор), посвящена памяти погибших в июльские
дни 1830 года, восстанавливает традиции траурных церемоний эпохи революции
1789 года и отмечает начало нового этапа в создании музыки массовых торжеств.
С 1842 года Берлиоз начинает серию концертных поездок по странам Европы, где
быстро находит признание как композитор и дирижер. В 1846 году заканчивает
"драматическую легенду" "Осуждение Фауста" (в 1893 году поставлена как опера),
в которой синтезирует завоевания
программного симфонизма и романтической оперы-оратории.
Лирические эпизоды драматической легенды намечают пути будущей французской
лирической оперы. Неудача премьеры "Осуждения Фауста" в Париже привела
композитора к полному материальному краху и заставила искать спасения в поездке
в Россию (1847), где он с огромным успехом выступает в Петербурге и Москве.
В 1868 году Берлиоз вторично совершает путешествие в Россию. Его восторженно
приветствует публика и российские музыканты - члены "Могучей кучки", Стасов,
Чайковский (в подготовке концертов ему
помогает Балакирев).
Берлиоз оставил после себя мемуары, в которых рассказывает о своей жизни до
середины 1860-х годов. Классическим трудом является его "Трактат об
инструментовке" и приложение к нему "Дирижер оркестра".
В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонизма XIX века и
нового, обладающего могучими выразительными и живописными возможностями
оркестра. В своих грандиозных, ярко эмоциональных симфонических и
ораториальных произведениях, он обращался к огромной слушательской аудитории.
Воздействие идей Берлиоза на все последующее развитие музыкального искусства,
на формирование ряда национальных школ середины XIX века было исключительно
велико.
А. А. Хохловкина.