Жан Ренуар (15.09.1894 - 12.02.1979) - французский режиссер. Сын
художника-импрессиониста Огюста Ренуара.
В 1924 году написал сценарий фильма "Безрадостная жизнь" (режиссер А.
Дьёдонне). В том же году поставил по собственному сценарию фильм "Дочь воды", в
котором наибольший интерес представляли картины французской природы (фильм
почти целиком снят на натуре). Эпизод сна героини, снятый с применением
рапид-съемки и метода многократного экспонирования, дал основание критике
отнести этот фильм к произведениям "Авангарда". Затем поставил в Германии
фильм "Нана" (по Э. Золя, 1926). Экспериментальный фильм "Маленькая продавщица
спичек" (по Х. К. Андерсену, 1928) привлек внимание своей поэтичностью и
принес режиссеру признание авангардистских кругов. Ряд фильмов Ренуара носил
преимущественно развлекательный характер: "Лодырь" (по водевилю Муэзи-Эона и
Сильвана, 1928), "Турнир" и "Блед" (1929), "Ребенку дают слабительное" (по
Ж. Фейдо, 1931, 1-й звуковой фильм Ренуара). Талант Ренуара проявился с новой
силой в фильме "Сука" (1931), драме из жизни мелкой буржуазии и парижского
"дна", где натуралистическое описание нравов сочеталось с изысканностью
киноязыка. Соединение жизненного правдоподобия, бытовых деталей с поэтическим
восприятием мира и элементами гротеска характеризует такие его фильмы, как
"Ночь на перекрестке" (по Ж. Сименону) и "Будю, спасенный из воды" (1932),
"Шотар и К°" (1933). Фильм "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, 1934) знаменовал
обращение режиссера к традициям французской классической литературы. В фильме
"Тони" (1934), изображающем жизнь рабочих-иммигрантов на юге Франции,
большинство эпизодов снималось на натуре, при естественном освещении; фильм
сопровождался итальянскими и испанскими народными песнями. Правдивые картины
народного быта и простота сюжетного построения дали основание считать Ренуара
одним из предшественников неореализма в Италии. Народную городскую среду
воспроизводил фильм "Преступление господина Ланжа" (1935), затрагивавший тему
солидарности рабочих, противостоящих хозяину-капиталисту, хотя эта тема и
трактована в фильме в несколько наивном, авантюрно-мелодраматическом духе.
Социальной остротой отмечен фильм Ренуара "На дне" (по М. Горькому, 1936),
действие которого было перенесено в современную Францию. В это время Ренуар
сблизился с движением Народного фронта и руководил постановкой
пропагандистского фильма "Жизнь принадлежит нам" (1936, сценарий Р. и П.
Вайян-Кутюрье), сделанного по заказу Французской компартии. Идеи народного
фронта получили выражение и в самой значительной ленте Ренуара 30-х годов
"Великая иллюзия" (1937, сценарий Р. и Ш. Спаак, премия Международного
кинофестиваля в Венеции). Герои фильма - французские офицеры, попавшие в
немецкий плен во время Первой мировой войны. В фильме сильны антимилитаристские
и антибуржуазные мотивы. Через образ лейтенанта Морешаля
(Ж. Габен),
принадлежащего к демократическим слоям общества, выражена вера в то, что народ
может и должен взять в свои руки судьбу страны. Психологическая и социальная
точность в обрисовке характеров, сила реалистического проникновения в жизнь,
демократичность и гуманизм делают этот фильм одной из вершин прогрессивного
французского кино. Фильм "Марсельеза" (1938) воспроизводит один из эпизодов
Великой французской революции, трактуя его в духе идей Народного фронта о
всенародном единении для борьбы с реакцией. Распад Народного фронта и тревожные
события конца 30-х годов усиливают в творчестве Ренуара суровые,
пессимистические ноты ("Человек-зверь" по Золя, 1938). Причудливая и
тревожная трагикомедия "Правила игры" (1939) проникнута предчувствием военной
катастрофы. Особое место в творчестве Ренуара 30-х годов занимает незаконченный
фильм "Загородная прогулка" (по Г. Мопассану, 1936, вышел на экран в 1946 году),
пронизанный радостно-горьким восприятием природы, жизни и любви. В начале
Второй мировой войны Ренуар уехал в США. Поставил там фильмы "Южанин" (1945,
Первая премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1946) и "Дневник
горничной" (по О. Мирбо, 1946). В 1951 году вернулся в Европу. В 50-60-е годы
основное место в его творчестве заняли поиски пластической гармонии и
театральной зрелищности ("Золотая карета" по пьесе П. Мериме "Карета святых
даров", 1953, Италия), иронически-ностальгическое стремление к поэтизации
прошлого ("Французский канкан", 1954, "Елена и мужчины", 1956), пантеистические
мотивы ("Завтрак на траве", 1959). В изобразительных и цветовых решениях Ренуар
ориентировался на традиции импрессионистской живописи. В 1962 году поставил
фильм "Пришпиленный капрал" - комедийный вариант "Великой иллюзии" (действие
происходит во время Второй мировой войны; стремление к свободе трактуется как
стихийная потребность человека). Телефильм "Маленький театр Жана Ренуара" (1969)
завершил его режиссерскую карьеру. Фильм состоит из четырех театрализованных
скетчей, являющихся вариациями на тему об относительности различий между
искусством и жизнью, реальностью и иллюзией. Ренуар - автор сценариев
большинства своих фильмов, во многих снимался как актер. В 60-е годы писал
пьесы, выпустил книгу воспоминаний о своем отце
Огюсте Ренуаре (1962) и др. C 1960 года
преподавал режиссуру в Калифорнийском университете в США. До конца жизни
Ренуар сохранил свои демократические симпатии и гуманистические идеалы.
Специальная премия "Оскар" (1975).