Альфред Сислей (30.10.1839 - 29.01.1899). Родившийся в Париже и
восемнадцати лет посланный в Англию учиться коммерции, Альфред вместо этого
увлекся живописными откровениями Констебла и Боннингтона и одним из первых
"открыл" для французов пейзажное новаторство Тернера.
По возвращении в Париж Сислей поступил в мастерскую художника Глейра, где
подружился с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и
Фредериком Базилем. Быстро разочаровавшись в академическом обучении, все четверо
бросают занятия у Глейра. Намереваясь найти прекрасное в обычном, молодые
новаторы поселились в Шайи близ Фонтенбло. С тех пор навсегда определились
мотивы Сислея - изображению столицы он предпочитает ее скромные окрестности и
малоприметные уголки провинциальных городов.
В 1866 году Сислей работает в Марлотте с Ренуаром, в 1867-м - в Онфлере с
Базилем. Затем последовал любимый всеми импрессионистами Аржантей и, наконец
Порт Марли, особо полюбившийся Сислею. Одна только тема наводнения в Порт
Марли составила у него целую серию.
Во время франко-прусской войны Сислей как британский подданный находился в
Лондоне, где завязал весьма полезное знакомство с Дюран-Рюэлем, который вскоре
стал покровителем всех импрессионистов, устроителем их выставок в своих
галереях во Франции и за рубежом. Впервые в художественной критике имя Сислея
упомянуто рядом с товарищами в памятном для всех 1874 году.
Как всех импрессионистов, Сислея в картине занимает не сюжет, а тончайшие
особенности природных состояний, света и цвета. Ненасытный в постижении
мастерства, художник не стыдился учиться у сверстников. Так, вместе с
К. Писсарро он писал зимние пейзажи в Лувесьене ради изучения открытых
импрессионистами рефлексов и цветных теней, в другое время живопись Сислея
находилась под воздействием Ренуара и Клода Моне.
Не напрасно художник испытывал стойкое влечение к музыке, любовь к которой
воспитала в нем мать, а затем развило совместное музицирование с Фредериком
Базилем. Сислей писал, что музыкальная фраза составляет как бы часть его
самого - музыкально окрашена вся его живопись. Из-за этого он часто намеренно
сводит весь колористический строй картины к одному единственному тональному
ключу - голубому, как в "Наводнении в Порт Марли", или серому, как в
"Ветреном дне в Вене".
Сложившись к началу 80-х годов, манера Сислея, не в пример Писсарро или Мане,
впоследствии мало менялась. Сдержанный и застенчивый, сосредоточенный
исключительно на работе, художник испытывал мало интереса к широковещательным
декларациям и еще меньше к "эпатажу" не понимавшей импрессионизм буржуазной
публики. В яростных спорах профессионалов, ежевечерне разгоравшихся в парижских
кафе, Сислей был последним. Тем не менее именно его, молчаливого, но неизменно
надежного, выбирали обычно в комиссии по устройству выставок и для принятия
важнейших для всей группы решений.
После бульвара Капуцинов Сислей участвовал в импрессионистских экспозициях 1876
и 1877 годов, но затем отошел от выставок. Всецело отдавшись одной живописи,
общаясь только с семьей, он ведет полунищее существование, получая ничтожные
суммы за свои картины и все глубже увязая в долгах. Но главное, возрастает его
одиночество и отчуждение от коллег. С 1882 года Сислей вообще оставляет
традиционные встречи импрессионистов. Радостный свет остается только в его
пейзажах.
И в 90-е годы художник не добился того успеха, какой к тому времени обрели
Писсарро, Ренуар и Моне. В 1897 году Сислей делает последнюю отчаянную попытку
вырваться из забвения при помощи персональной выставки. То, что критика и на
нее ответила дружным молчанием, стало для живописца последним ударом. Тогда
только он вспомнил о товарищах юности и вызвал одного из них для прощания.
Через шесть дней по приезде Клода Моне - 29 января 1899 года Альфред Сислей
умер в городке Морэ.
Источник информации:
http://www.2day.ru/