Яков Александрович Протазанов (04.02.1881 - 08.08.1945) - российский
режиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943).
Окончил Московское коммерческое училище. В кино с 1907 года, сначала как
сценарист, затем - режиссер (дебют "Бахчисарайский фонтан", 1909). В 1914-1915
годах сделал ряд картин "Русской золотой серии", среди которых выделялась "Драма
у телефона" (1914) - один из ранних опытов монтажного построения фильма. В
дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации "Войны и мира"
Л. Н. Толстого (с В. Р. Гардиным), "Бесов" Ф. М. Достоевского ("Николай
Ставрогин") - оба 1915, "Пиковой дамы" А. С. Пушкина (1916), "Отца Сергия"
Толстого (1918). Две последние ленты, признанные лучшими из его ранних работ,
отличаются высокой режиссерской и операторской культурой, психологической
глубиной актерской игры, в первую очередь И. И. Мозжухина, постоянного
исполнителя главных ролей в фильмах Протазанова. В 1920 году эмигрировал,
работал в Париже и Берлине ("За ночь любви", "Правосудие прежде всего",
"Тень греха" и др.). В 1923 Протазанов вернулся на Родину и активно включился
в советское кинопроизводство. Первый фильм, поставленный после возвращения, -
"Аэлита" по А. Н. Толстому (1924). На студии "Межрабпом-Русь" Протазанов
поставил комедии "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах"
(1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930),
которые пользовались больщим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с
экрана. Комедийным фильмам Протазанова свойственны сатирическая острота, юмор,
увлекательный сюжет. Внимание Протазанова к характеру на экране и
принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких созданий
И. В. Ильинского, А. П. Кторова, М. М. Климова, И. М. Москвина, М. М. Тарханова,
М. М. Блюменталь-Тамариной, Л. М. Леонидова и других видных театральных
актеров. Протазанов - один из основоположников советской кинематографической
актерской школы, в его фильмах впервые раскрылось дарование В. П. Марецкой,
А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой и других
крупнейших мастеров советского экрана.
Среди его немых фильмов: "Сорок первый" (по Б. А. Лавреневу, 1927), "Белый орел"
(по рассказу Л. Н. Андреева "Губернатор", 1928, с В. И. Качаловым и Вс. Э.
Мейерхольдом в главных ролях), альманах "Чины и люди" (по рассказам А. П.
Чехова "Хамелеон", "Анна на шее", "Смерть чиновника", 1929). В звуковом кино
Протазанов осуществил экранизацию "Бесприданницы"
А. Н. Островского (1937),
вошедшую в фонд советской киноклассики. Значительные работы Протазанова -
фильм-памфлет "Марионетки" (1934), комедия "Насреддин в Бухаре" (1943).
Литература
"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.