Замечательный русский скультор Петр Карлович Клодт (1805-1867)
родился в Петербурге.
Отец его, генерал-майор, увлекался рисованием, мастерски вырезал из бумаги
анималистические фигурки. Это увлечение передалось сыну. Учась в Петербургском
артиллерийском училище, юноша мало занимался инженерным делом, весь досуг
отдавая рисованию карандашом и пером. Уже через полгода после окончания
училища он спешит выйти в отставку и в 1830 году становится вольнослушателем
Академии художеств...
Основательное знакомство с литейным делом позволяет ему поступить в мастерскую
прославленного литейщика В. П. Екимова, так называемый Литейный дом.
Руководивший отливкой чуть ли не всех знаменитых памятников начала XIX столетия,
Екимов не скрыл от талантливого ученика секретов своего мастерства, под его
руководством Клодт блестяще освоил технику художественного литья.
После кончины Екимова (1838) Клодт возглавляет работу над важными
правительственными заказами: для Зимнего дворца отливает по собственным эскизам
две конных группы, здесь же, в Литейном доме, изготавливаются и барельефы
строящегося Исаакиевского собора.
Работа увенчалась успехом - тридцати трех лет Клодт уже академик, заведующий
академической литейной, человек широко известный, совмещавший в одном лице
скульптора и литейщика-профессионала. О нем рассказывают легенды: в рабочей
блузе, засучив рукава, барон фон Клодт встречает у себя в мастерской "сливки"
общества, членов династии... Его быт отличается простотой и демократизмом,
трудолюбие не знает пределов.
В поразительно короткий срок, за один год (1839-1840), было создано наиболее
прославленное произведение Клодта - скульптурная группа "Укротители коней".
Первая отливка была подарена прусскому королю (она установлена на Берлинской
дворцовой площади), вторая украсила Королевскую в Неаполе, наконец в 1850 году
конные группы Клодта составили известный ансамбль на Аничковом мосту в
Петербурге. Эта работа наряду с "Медным всадником"
Фальконе - одно из наиболее
популярных скульптурных произведений в России. Художественные особенности
композиций - острая динамика, экспрессия, оригинальное развитие темы в
сочетании с гармоническим рановесием и строжайшей выдержанностью пропорций,
наконец высокое качество исполнения - ювелирная точность отливки, - принесли
автору мировую славу. Клодта избирают членом нескольких академий: Парижской,
Берлинской, Римской. Памятники, отлитые под его руководством, украшают не
только столицу, но и провинциальные города.
В 1853 году скульптор начинает новую работу для Петербурга - памятник И. А.
Крылову, ставший самым глубоким, самым проникновенным произведением Клодта.
Памятник "уютен", интимен, но нигде не перейдена грань, образ баснописца
свободен от
той банальной анекдотичности, которая подчас сопровождала его имя. Пьедестал
украшают изображения персонажей популярных басен. Интересно, что всех животных
скульптор лепил с натуры, мастерская его, по воспоминаниям современников, во
время этой работы напоминала зверинец... Памятник органически вписался в пейзаж
Летнего сада.
Другая оригинальная работа Клодта - гигантский конный памятник Николаю Первому
в Петербурге (1859). К сожалению, его замысел вступает в противоречие с
помпезным пьедесталом работы Монферрана, украшенными официозными барельефами
работы Пименова и Рамазанова.
Памятник Николаю I - одна из позднейших скульптур Клодта; не выдержав
конкуренции с частными петербургскими заводами, Литейный дом вскоре закрылся.
Творчество Клодта - последняя вершина в развитии русской классической
скульптуры; новые горизонты для нее открылись несколько десятилетий спустя -
на рубеже XIX-XX веков.
Литература:
Петров В. Н. "Петр Карлович Клодт", Л., 1973.