Франсис Пуленк (07.01.1899 - 30.01.1963) - французский композитор и
пианист. Ученик Р. Виньеса (фортепьяно) и Ш. Кёклена (композиция). Имя Пуленка
стало известным после исполнения в 1917 году его "Негритянской рапсодии" для
солистов, фортепьяно, струнного квартета, флейты и кларнета. Еще в начале
1920-х годов он примкнул к группе молодых французских композиторов, известной
под названием "Шестерка" (Д. Мийо,
А. Онеггер и др.), выступавшей против
господствовавших в те годы течений импрессионизма и неоромантизма. В ранних
сочинениях Пуленк нередко пользовался джазовыми ритмами, находил необычные
инструментальные краски. Ясная мелодика в духе Скарлатти и Гайдна сочеталась у
Пуленка с гармониями в духе Стравинского и
Сати. Таковы получившие широкое
распространение циклы фортепьянных пьес Пуленка - "Вечные движения", "Сюита",
"Экспромты", "Прогулки", а также соната для кларнета и фагота, соната для
фортепьяно в 4 руки и др.
В конце 1930-х годов Пуленк примыкает к Народной музыкальной федерации, а в
годы оккупации участвует в движении Сопротивления. Он пишет кантаты и циклы
песен на слова П. Элюара, Л. Арагона, Гарсиа Лорки. В последние годы жизни
Пуленк создал ряд глубоких по содержанию произведений. Из его последних
сочинений известны оперы "Диалоги кармелиток" и "Человеческий голос" (по
пьесе Ж. Кокто; опера написана для одной исполнительницы). Пуленк создал
много песен на стихи французских поэтов, отмеченных живой выразительностью
мелодического характера.
М. Ю. Миркин.