Артюр Онеггер (10.03.1892 - 27.11.1955) - французский композитор, по
происхождению швейцарец. Обучался в Цюрихской консерватории у Л. Кемптера и
Ф. Хегара, а затем в Парижской - у Л. Каре (скрипка), А. Жедальжа и Ш. Видора
(композиция); брал уроки у В. д'Энди. В 1914 году Онеггер впервые дебютировал
как композитор песнями на слова Г. Аполлинера. В 1920 году вместе с
Д. Мийо,
Ф. Пуленком,
Ж. Ориком, Л. Дюреем и Ж. Тайфер
Онеггер образовал группу молодых композиторов "Шестерка", противопоставивших
свое творчество импрессионистской эстетике. Онеггер тяготел к монументальной
классической форме, в которой впоследствии были созданы его лучшие
произведения. В 1921 году он написал музыку к пьесе Р. Моракса "Царь Давид",
переработанную затем в ораторию. В 1923 году с сенсационным успехом была
впервые исполнена симфоническая поэма Онеггера "Пасифик 231", изображающая
движение паровоза. Близка по духу этому сочинению и другая симфоническая поэма -
"Регби" (1928). Наряду с урбанистическими произведениями Онеггер написал ряд
опер и балетов на библейские и античные темы, концертино для фортепьяно с
оркестром (1925), виолончельный концерт (1930). В конце 1920-х годов выступал
как дирижер собственных произведений.
В 1930-х годах Онеггер писал музыку для звукового кино ("Преступление и
наказание" по Ф. М. Достоевскому, "Пигмалион" по Б. Шоу, "Капитан Фракасс" по
Т. Готье и др. - всего около 25 кинофильмов). Работа в кино способствовала
созданию более доходчивого, массового музыкального языка. В 1938 году возникает
одно из лучших произведений Онеггера - оратория-мистерия "Жанна д'Арк на
костре"; несмотря на мистико-символический текст П. Клоделя, композитору удалось
создать волнующее патриотическое произведение о крестьянской девушке,
жертвующей своей жизнью для спасения родины.
В 1936 году Онеггер вошел в Народную музыкальную федерацию и стал одним из ее
руководителей. Он участвовал в коллективном сочинении музыки к народно-массовому
представлению пьесы Р. Роллана "14 июля" (эпизод "Взятие Бастилии"), к массовому
спектаклю на открытом воздухе "Свобода" ("Прелюд на смерть Жореса"). В эти же
годы Онеггер сочинил ряд массовых песен - "Юность" на слова П. Вайян-Кутюрье,
"Тревога", посвященная борьбе испанского народа против фашизма, и др., а также
сделал обработки французских народных песен для голоса с оркестром.
В годы войны Онеггер переехал в Швейцарию. После освобождения Франции Онеггер
вернулся в Париж, где в 1944 году была впервые исполнена его "Песнь
освобождения" для баритона, хора и оркестра. В послевоенных сочинениях
отразились пессимистические настроения композитора, вызванные тяжелыми годами
войны и оккупации. Среди последних произведений Онеггера выделяются
симфонии - "Литургическая" и "Симфония трех ре".
М. Ю. Миркин.