Эрик Сати (17.05.1866 - 01.07.1925) - французский композитор. В 1883 году
поступил в Парижскую консерваторию по классу А. Гильмана (орган), но через год
бросил занятия. Некоторое время работал пианистом в кабаре на Монмартре.
Занимаясь самостоятельно композицией, начал писать фортепьянные пьесы, а также
музыку к театральным постановкам. Лишь в 40-летнем возрасте Сати решает
серьезно заняться композицией и поступает в "Схола канторум", где его учителями
были В. д'Энди и А. Руссель.
Благодаря оригинальному и независимому художественному мышлению Сати объединил
вокруг себя ряд молодых музыкантов, сочувствовавших антивагнеровскому течению
во французском искусстве. В 1920-е годы Сати стал идейным вдохновителем группы
"Шести", оказав сильное влияние на формирование творческих и эстетических
взглядов многих французских композиторов первой четверти 20 века.
Произведения Сати изобилуют острыми гармониями, отличаются оригинальной
ритмикой, необычной формой. Дух гротеска и злой иронии подсказывал Сати
эксцентрические названия многих своих пьес для фортепьяно: "Сушеные эмбрионы",
"Три пьесы в форме груши", "Вяленые пьесы", "Автоматические описания", "Вечные
и мгновенные часы", "Холодные пьесы" и мн. др. К наиболее известным
произведениям Сати относятся фортепьянные пьесы "Гимнопедии" (1888;
оркестрованы К. Дебюсси).
С. П. Дягилев заказал
Сати для своей труппы балет "Парад" (в создании балета принимали участие
Ж. Кокто, Л. Мясин и П. Пикассо), в партитуру которого композитор ввел
паровозные гудки, пишущие машинки и др.
М. Ю. Миркин.