Рене Клер (настоящая фамилия Шомет, Chomette) (11.11.1898 - 15.03.1981) -
французский режиссер. Член Института Франции (1960). Участвовал в Первой мировой
войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актер в
фильме-балете Л. Фуллер "Лилия жизни" (1920), снимался в фильмах Л. Фёйада и
Я. И. Протазанова. Был ассистентом режиссера
Ж. Баронселли. Первая работа Рене Клера - фантастическая комедия "Париж уснул"
("Дьявольский луч", 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер
был автором сценария. Короткометражный фильм "Антракт" (1924) предназначался
для дадаистического балетного спектакля "Представление отменяется" (сценарий
Ф. Пикабия, композитор Э. Сати, балетмейстер
Ж. Бёрлин). Фильм "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были
построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко
пользовался приемами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками
(последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард").
Лучшая картина немого периода - "Соломенная шляпка" (по Э. Лабишу, 1927), где
Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным
наблюдениям.
С 1930-х годов в творчестве Рене Клера определились две линии: лирическая,
связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая,
направленная на обличение буржуазного общества. В своем первом звуковом фильме
"Под крышами Парижа" (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и
крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру
канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый
лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии
принадлежат фильмы "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирические
моменты, и "14 июля" (1933). В фильме "Последний миллиардер" (1934, премия
Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный
парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-ироничной
направленностью отличались и два фильма, поставленные в Великобритании, -
"Призрак едет на Запад" (1935) и "Ошеломляйте новостями" (1938). В 1940-1946
годы Клер жил в США, где поставил несколько фильмов: из них наибольший интерес
представляет комедия "Я женился на ведьме" (1942), в которой характерные для
для режиссера фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по
адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами
Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приемы, но его манера
во многом утратила свое поэтическое очарование.
Во Франции Клер поставил фильм "Молчание - золото" (1947) - ностальгическую
комедию о ранних годах кинематографа. В фильме "Красота дьявола" (1949,
сценарий с А. Салакру) - современном варианте легенды о Фаусте - решался вопрос:
способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые
предоставила в его распоряжение наука. Фильм "Ночные красавицы" (1952) в форме
пародии на фильм Д. У. Гриффита "Нетерпимость" развивал клеровскую тему
мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме "Большие
маневры" (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающих
легкую любовную интрижку в серьезное чувство. В этой драматической комедии, как
и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актерское дарование
Ж. Филипа. Картина "Порт де Лила" (1957, в
нашем прокате "На окраине Парижа") продолжила тему поэтизации жизни
"маленьких людей", вытесненных буржуазным обществом. В фильме "Все золото мира"
(1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать все, что попадает к ним в
руки. Творчество Клер завершает "костюмная" комедия "Галантные празднества"
(1965, в нашем прокате "Праздники любви"). В 1971 году вышла его пьеса
"Странное творение небес", в 1976 - сборник рассказов "Игра случая".
Вклад Рене Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его
авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и
литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической
направленностью творчества. Рене Клеру присуждена Юбилейная премия на
Международном кинофестивале в Москве (1979).
Литература
"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.