Адам Мицкевич (Mickiewicz) (24.12.1798 - 26.11.1855) - польский поэт,
основоположник польского романтизма,
деятель национально-освободительного движения. Родился на хуторе Заосье близ
города Новогрудка, входящего ныне в состав Белоруссии. Отец его,
Николай Мицкевич, адвокат, принадлежал к мелкопоместной шляхте. После окончания
школы Адам поступил на физико-математический факультет Виленского
университета, на котором проучился год. Весной 1816 года перешел
на историко-филологический факультет, который закончил в 1819 году.
Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-23). Ранние произведения
Мицкевича (первое стихотворение опубликовано в 1818 году) свидетельствуют об
увлечении вольнодумными традициями Просвещения (перевод отрывка из "Орлеанской
девственницы" Вольтера;
поэмы "Мешко, князь Новогрудка", 1817, "Картофель",
1819, - обе опубликованы полностью в 1948 году). С 1817 года участвовал в
создании и деятельности патриотических молодежных кружков "филоматов" и
"филаретов" ("любящих добродетель"), написал для них ряд программных
стихотворений, в том числе "Оду к юности" (1820), проникнутую романтическим
энтузиазмом молодежи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный
сборник Мицкевича ("Поэзия", т. 1, 1822) стал манифестом романтического
направления в польской литературе. Во 2-й том "Поэзии" (1823) вошла
романтическая лироэпическая поэма "Гражина", положившая начало жанру т. н.
польской "поэтической повести"; написанная на сюжет из истории Литвы, она
утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена
также драматическая поэма "Дзяды" (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и
формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение
простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной
трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и
обличающий общество, поправшее "права сердца".
Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, Мицкевич был в
1824 году выслан из Литвы и до 1829 года пробыл в России (Петербург, Одесса,
Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения
(К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) и видными писателями (А. С. Пушкин и др.),
высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у
Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла
книга Мицкевича "Сонеты" (1826) - с циклом "Крымские сонеты", поразившим
читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом
героя-"пилигрима", тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии
восточными мотивами. В 1828 году была опубликована поэма "Конрад Валленрод"
(о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя -
одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма
оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге "Поэзия"
(т. 1-2, 1829) Мицкевич включил новые интимно-лирические стихи, поэму "Фарис",
баллады.
В 1829 году Мицкевич выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию.
После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 года поэт
навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая
литературную и революционную деятельность. В 3-й части "Дзядов" (1832)
Мицкевич призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству
"верхов" общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической
молодежи (эпизоды следствия по делу "филаретов"), надежду на внутренние силы
нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа,
герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма
имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический
и реальный. К ней примыкал эпический "Отрывок" - картины самодержавной России,
гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми
людьми России (стихотворения "Памятник Петру Великому", "Русским друзьям").
Вместе с тем в 3-й части "Дзядов" (как и в художественно-публицистическом
сочинении "Книги польского народа и польского пилигримства", 1832) Мицкевич
излагает доктрину т. н. "польского мессианизма", согласно которой страдания
Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика - "Христа
народов". Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во "всеобщей войне за
вольность народов", в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях
Мицкевича в газете "Пельгжим польски" - "Pielgrzym Polski", 1832-33).
В 1834 году Мицкевич опубликовал последнее свое крупное произведение - поэму
"Пан Тадеуш". Эта польская национальная эпопея, в которой отчетливо проявились
реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром
словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и
грустью рисует Мицкевич мир шляхетской старины, не затушевывая его пороков,
понимая его историческую обреченность и в то же время любуясь его красочностью.
В последующие годы Мицкевич почти не писал (последний взлет его вдохновения -
несколько лирических стихов, 1838-39). Он вел активную общественную и
культурную деятельность: в 1839-40 годах читал курс римской литературы в
Лозанне, затем (до 1844 года) занимал кафедру славянских литератур в парижском
Коллеж де Франс. В 1841 году обозначился кризис в мировоззрении поэта: он
вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 году Мицкевич возобновил
революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу
Италии, в Париже сотрудничал в газете "Трибюн де пепль" ("La Tribune des
peuples", 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера,
проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу
народов. Во время Крымской войны 1853-56 годов Мицкевич отправился с
политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах,
захороненный в Париже, был перенесен в Краков в 1890 году).
Поэзия Мицкевича имела огромное значение для польского
национально-освободительного движения, для развития демократической мысли,
обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение,
поэтические жанры. Существенна роль Мицкевича в развитии польского театра
(постановки его "Дзядов", многочисленные высказывания по вопросам драматургии).
В России Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили
А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев,
А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, А. А. Фет,
В. Я. Брюсов,
И. А. Бунин и др.
Большая советская энциклопедия.
Литература.
1. Горский И. К. "А. Мицкевич", М., 1955.
2. Живов М. С. "А. Мицкевич", М., 1956.
3. Рыльский М. Ф. "Поэзия А. Мицкевича", М., 1956.
4. "А. Мицкевич в русской печати". 1825-1955, М. - Л., 1957.
5. Яструн М. "Мицкевич" [пер. с польск.], М., 1963.