Доменико Чимароза (Cimarosa) (17.12.1749 - 11.01.1801) - итальянский
композитор. Сын каменщика, с детских лет сирота, обучался в миноритском приюте.
Школьный органист обратил внимание на исключительные музыкальные способности
мальчика, и 12 лет Чимароза поступил в консерваторию Неаполя; здесь его
педагогами по композиции были Ф. Фенароли и Н. Пиччини. В 1770 году в Риме
было исполнено первое крупное произведение Чимарозы оратория "Джудитта", а в
1772 году в Неаполе состоялась премьера его первой оперы "Причуды графа". Уже
следующая опера Чимарозы "Мнимая парижанка" (пост. 1773) выдвинула его в ряды
ведущих итальянских композиторов, а после представления в 1778 году в Риме
оперы "Итальянка в Лондоне" Чимароза соперничал с самим Паизелло, считавшимся
в то время лучшим оперным композитором Италии. После отъезда Паизелло из
Петербурга Чимароза был приглашен на его место и осенью 1787 года
отправился в Россию.
В Петербурге Чимароза написал оперы "Девы солнца" и "Клеопатра", поставленных
в 1789 году, балет "Нежданное счастье" (1788), драматическую кантату "Основание
Афин" и другие произведения. В 1791 году Чимароза покинул Петербург и поступил
на службу к австрийскому императору. Для венской сцены Чимароза написал оперу
"Тайный брак" (пост. 1792), его самое известное произведение. Вскоре опера с
триумфальным успехом была поставлена и в Италии; в течение 20 лет (до
появления "Севильского цирюльника"
Россини) эта была самая популярная
итальянская опера.
В 1793 году Чимароза возвращается в Неаполь; в 1794 году он живет в Венеции, а
в 1796-1798 годах в Риме, наезжая в Неаполь для постановки своих очередных опер.
В 1799 году за участие в антифранцузском восстании в Неаполе Чимароза был
заключен в тюрьму (Чимароза написал республиканский гимн, распевавшийся на
улицах Неаполя). После четырехмесячного ареста он направился в Венецию на
постановку своей новой оперы "Артемисия", где и умер.
Чимароза - один из известнейших авторов комической оперы 18 века. Его оперу
"Тайный брак" многие современники ставили в один ряд с "Севильским цирюльником"
и операми Моцарта.
Стендаль
писал о музыке Чимарозы: "Попробуйте найти у него
хотя бы несколько нот, написанных не по велению сердца, и если вам это удастся,
то не верьте себе: их нет у Чимарозы". Благодаря мелодичной, жизнерадостной,
темпераментной музыке "Тайного брака" это произведение считается одним из
лучших образцов итальянской оперы-буфф.
Оперы Чимарозы еще с 1780-х годов шли в русских театрах, а "Тайный брак" с
успехом идет на наших сценах. Из других его опер можно выделить
"Женские уловки" (пост. 1794), исполнявшуюся в 1920-х годах труппой
С. П. Дягилева
(в последнем акте этой оперы есть танец, написанный, по словам
Чимарозы, на русскую тему), а также оперы - "Неверная верность", "Влюбленная
балерина" (1782), "Два лжеграфа", "Великодушные враги" и др. Среди опер-сериа
Чимарозы лучшей считается "Олимпиада" (1784).
М. Миркин.
Литература.
1. Шен Д. "Д. Чимароза и его опера «Тайный брак»", Л., 1939.
2. Vitale R "D. Cimarosa el suo tempo", Milano, 1939.