Джакомо Пуччини (22.12.1858 - 29.11.1924) -
итальянский композитор. Сын композитора. С раннего
детства учился игре на органе и фортепьяно. 14 лет поступил в музыкальную школу,
где занимался у К. Анджелони; одновременно служил церковным органистом. В 1875
году Пуччини пешком добрался с товарищами до Пизы, где ставили "Аиду"
Джузеппе Верди. Под впечатлением этого спектакля
Пуччини принял решение стать оперным композитором. В 1880 году он поступил в
Миланскую консерваторию, где его педагогами были А. Баццини и А. Понкьелли.
Среди друзей Пуччини - Пьетро Масканьи, будущий
автор "Сельской чести". В 1883-1884 годах Пуччини написал первую оперу
"Виллисы" по старогерманской легенде, которая послужила ранее сюжетом балета
французского композитора Шарля Адана "Жизель";
благодаря покровительству А. Бойто опера Пуччини была поставлена в Милане в
1884 году и имела успех. Клавир оперы напечатал итальянский музыкальный
издатель Рикорди, предложивший Пуччини написать новую оперу. Вторая опера
Пуччини "Эдгар" (пост. 1889, по драме А. Мюссе "Чаша и уста") имела меньший
успех.
Заметный шаг к достижению собственного стиля Пуччини сделал в следующей опере
"Манон Леско" (пост. 1893, Турин) по роману Л. Прево, с которой началась
известность композитора. После постановки оперы "Богема" (1896, там же) по
роману А. Мюрже Пуччини приобретает всемирную славу, которая еще больше возросла
с появлением опер "Тоска" (пост. 1900, Рим) и "Мадам Баттерфляй" (1904; там же).
Эти три оперы пользуются до настоящего времени популярностью во всем мире.
Пуччини занял свое место в итальянской музыке как продолжатель Верди и
крупнейший оперный композитор Италии последовавшего периода.
В историю мировой музыки Пуччини вошел как яркий представитель веризма -
художественного направления, сложившегося в последние десятилетия 19 века в
итальянской литературе. Для "музыкального веризма" характерны отображение
душевного мира простых, ничем не примечательных людей в сочетании с любовью к
напряженным, драматическим ситуациям, быстрому, динамичному развертыванию
сюжета, повышенному эмоциональному тонусу. Сюжеты брались не только из
итальянской жизни, проявлялся интерес к экзотике дальних стран. Веристы вслед
за Верди (периода "Отелло" и "Фальстафа")
приняли свободно развертывающееся непрерывное развитие оперного действия, без
деления на четко разграниченные номера.
Пуччини проявял большой интерес к музыке своих современников, хорошо знал
выдающиеся произведения новых авторов, возбудившие внимание к себе в первой
четверти 20 века. Например, опера Клода Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда" оказала на Пуччини сильное воздействие, заметное в
гармонических и оркестровых приемах его опер, начиная с "Девушки с Запада"
(пост. 1910, Нью-Йорк). В "Турандот" заметны даже и более новые тенденции,
появившиеся, быть может, под впечатлением музыки Стравинского. Если сочетание
веризма с некоторыми приемами Вагнера и Дебюсси
создавало, например в "Девушке с Запада", достаточно гармоничное целое, то в
поздних операх Пуччини нельзя не заметить некоторой стилистической пестроты.
"Есть три основных закона у театра: заинтересовать, поразить и растрогать, -
говорил Пуччини. - Я старался, как умел, нравиться широким массам". При этом он
подчеркивал свою приверженность к сюжетам не героическим или взятым из
прославленных произведений мировой классики, а к простым историям о "маленьких
людях".
Манон Леско, бедная цветочница Мими, трогательная Чио-Чио-Сан открыли в
творчестве Пуччини галерею характерных женских образов. Его героини - простые и
скромные женщины, способные любить искренне и горячо, идущие на гибель ради
тех, кого они любят. В опере "Тоска" Пуччини поднимает эту линию своего
оперного творчества до уровня социального обобщения.
Страстная эмоциональность стиля Пуччини иногда переходит в излишнюю нервную
взвинченность, натурализм; Пуччини не чуждается и мелодраматических премов. И
все-таки композитор был во всем предельно искренен, сам бывал глубоко увлечен
ситуацией, переживая ее вместе с героями. Он плакал, закончив сцену смерти
Мими в "Богеме".
В операх Пуччини удачны и эпизоды комического характера (например, сцена в
кафе на бульваре и др. в "Богеме"). Целиком к жанру комедии относится "Джанни
Скикки" (пост. 1918, Нью-Йорк), сюжетом для которой послужила одна из новелл
"Декамерона" Боккаччо. Много сатирически-гротескового и в "китайской" опере
"Турандот", в основу которой положена старинная легенда, переработанная
К. Гоцци в одноименную комедию (опера закончена Ф. Альфано; пост. 1926, Милан).
Произведения Пуччини оказали значительное влияние на последующее развитие
оперной музыки, особенно в Италии. Близость к стилю Пуччини ощущается и в
итальянской симфонической музыке, например в поэмах
Отторино Респиги "Фонтаны Рима" и "Пинии Рима".
Мимо творчества Пуччини не прошли и композиторы других стран, например
Джордж Гершвин ("Порги и Бесс"),
Дж. К. Менотти и др.
Ю. Г. Крейн.