Камилл Сен-Санс (9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор,
пианист, дирижер, музыкальный критик. С самого раннего детства обнаружил
исключительные музыкальные способности; пяти лет начал выступать в концертах,
шести лет написал свои первые сочинения, десяти лет выступил в парижском
концертном зале "Плейель", исполнив с оркестром концерты Моцарта и Бетховена.
После занятий с известным пианистом К. М. Стамати Сен-Санс поступил в Парижскую
консерваторию, где его педагогами были Ф. Бенуа (орган), Н. А. Ребер и Ж. Ф.
Галеви (композиция). В 1853-1877 годах работал церковным органистом;
одновременно в 1861-1865 годах преподавал игру на фортепьяно в школе
Нидермейера, где среди его учеников были Г. Форе и А. Мессаже. В 1871 году
Сен-Санс был одним из организаторов Национального музыкального общества. Он
много концертировал как пианист и затем как дирижер, исполняя преимущественно
собственную музыку. В 1871 году впервые выступил в России; был в дружеских
отношениях с Н. Г. Рубинштейном, по предложению которого написал 2-й
фортепьянный концерт. Это произведение Сен-Санс исполнял во время гастролей в
России в 1875 году. Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку; он познакомил
парижских музыкантов с клавиром оперы
Мусоргского "Борис Годунов".
С 1881 года Сен-Санс член Института Франции. В 1891 году организовал музей
в Дьеппе (место рождения его отца), куда передал свои рукописи. Здесь, за
несколько месяцев до смерти, 86-летний композитор выступил в последний раз.
Сен-Санс был очень плодовитым композитором, писавшим в разнообразных
музыкальных жанрах. Одним из первых во французской музыке он начал сочинять
программные симфонические поэмы, продолжая в этом отношении традиции Листа.
Большое распространение получила "Пляска смерти" - эффектная концертная пьеса,
изобретательно оркестрованная. Из других поэм более известны написанные по
сюжетам античной мифологии "Прялка Омфалы" и "Фаэтон". В числе других
симфонических произведений Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом,
посвященная памяти Листа. Эти сочинения созданы в 1860-1880 годах - в период
рассвета творческой деятельности Сен-Санса. Значительный интерес представляют
его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го,
5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает
мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием
солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки
с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".
В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой
является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, очень тепло относившегося
к творчеству Сен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 году в Веймаре. Музыку
Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже
"Самсон" был представлен лишь в 1892 году. Вскоре опера получила мировое
признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных
страниц; достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую
вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.
Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские
мотивы", "Оверньская рапсодия") и др. стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил
свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия
"Африка", 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лиссабоне",
"Арагонская хота" и др. Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях",
"Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса" и др. произведениях.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих
музыкально-критических статей, книг, среди них: "Материализм и музыка" (1882),
"Гармония и мелодия" (1885), "Ш. Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894), "Портреты и
воспоминания" (1900; наиболее известная книга Сен-Санса), а также 2 сборника
стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений
Глюка,
Рамо, Моцарта и др. После смерти Э. Гиро
Сен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".
Творчество Сен-Санса отличается некоторой стилистической пестротой. Его ранние
произведения были написаны в стиле
Мендельсона и Шумана, затем он испытал
влияние Вагнера и особенно Листа; в то же время у Сен-Санса многое и от
Берлиоза ("Именно Берлиоз сформировал мое
поколение", - писал он) и от лирической оперы
Гуно. Но, несмотря на эклектичность творчества
Сен-Санса, его лучшие произведения, опирающиеся на традиции классической музыки,
занимают почетное место в мировой музыкальной литературе. "Во французской
музыке он - нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти
единичное". В нем представлены великий дух, высокая энциклопедичность
музыкальной культуры..." - писал о Сен-Сансе Р. Роллан.
М. Ю. Миркин
Литература.
1. Роллан Р. "Камилл Сен-Санс", "Музыканты наших дней", М., 1938.
2. "Французская музыка второй половины XIX века" под редакцией М. Друскина, М.,
1938.
3. Кремлев Ю. "Камилл Сен-Санс и его эстетика", "Советская музыка", 1955, 6.
4. Алексеев И. "Новое о Сен-Сансе", "Советская музыка", 1960, 10.
Литература.