Никола Франсуа Жилле родился 2 марта 1709 года в Меце, маленьком городке
на севере Франции. Факты его биографии очень скудны. Известно, что
художественное образование он получил в парижской Королевской Академии
живописи и скульптуры, где учился у скульптора-декоратора Л. С. Адана. В 1746
году в качестве стипендиата Академии Жилле был направлен в Рим. Шесть лет он
совершенствовал свое мастерство, изучая классические древности Италии. В 1753
году по возвращении в Париж он был причислен к Академии.
В 1755 году Жилле впервые выставил в Салоне гипсовую модель статуи "Парис,
держащий яблоко", а через два года за перевод ее в мрамор был удостоен звания
академика.
Эта первая известная работа Жилле теперь находится в собрании Лувра. Она
представляет собой обнаженного юношу, в непринужденной позе облокотившегося на
ствол дерева. В правой руке он держит "яблоко раздора", ставшее поводом для
ссоры трех греческих богинь - Афины, Геры и Афродиты и последовавшей затем
греко-троянской войны. Выбор мастером сюжета из "Илиады" Гомера является
свидетельством начавшегося в 1750-е годы широкого увлечения греческим
искусством. Трактовка фигуры Париса хотя и говорит об изучении античных
памятников, но в целом больше тяготеет к современной французской традиции -
искусству рококо. Прежде всего это выражается в характере постановки модели,
лишенной классической фронтальности и строгости силуэта, создаваемого
изящными линиями.
Известно, что во Франции в эти годы Жилле изваял несколько скульптурных
портретов, работал над украшением зданий, садов и парков. Он создал
монументальные парковые группы "Зефир и Флора", "Вертумн и Помона", "Аврора",
тематически тяготеющие к декоративной скульптуре первой половины 18 столетия.
Вскоре после получения звания академика Жилле был принят на службу в
Санкт-Петербургскую Академию художеств. В Россию его пригласил граф И. И.
Шувалов, немало способствовавший привлечению художественных сил в недавно
организованную Академию.
С февраля 1758 по 1777 год он преподавал скульптуру в Академии художеств.
Сначала Жилле вел уроки рисования с моделей, учил лепке из глины и копированию.
В 1760 году он вместе с Дювели основал натурный класс, в 1764-66 годах
возглавлял класс орнаментальной скульптуры. Тогда же мастер был утвержден
вторым членом в академическом Совете и профессором скульптуры. В 1766 году он
исполнял обязанности директора Академии, а через год стал ее адъюнкт-ректором.
Работа в Академии занимала большую часть времени, но Жилле продолжал создавать
и собственные произведения.
Известно, что в 1760 году вместе с мастером-резчиком И. Ф. Дункером он выполнял
резные украшения для некоторых залов Зимнего дворца. В 1761 году совместно с
архитектором Баллен-Деламотом делал эскизы надгробия Петра I для
Петропавловского собора в Петербурге. Первые не сохранились, последнее не было
осуществлено. В 1763 году Жилле работал по заказу Сената над украшением
фронтонов колокольни Троице-Сергиевой лавры. Он должен был выполнить портреты
Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и цесаревича Павла. Медальоны
предполагалось исполнить в бронзе с позолотой и украсить чеканкой. Модели были
выполнены в натуральную величину из бронзы и алебастра. Но Жилле не удалось
реализовать свои проекты, так как Д. Ухтомский сообщил в Московский департамент
Сената, что подобную работу в Москве могут выполнить с меньшими затратами, чем
по смете, представленной Академией.
Жилле часто возглавлял коллективные работы, в которых участвовали лучшие
ученики его класса. Часто эти работы исполнялись по моделям, предложенным
самим скульптором. Он был известен как мастер небольших декоративных скульптур,
которые значатся в каталоге собрания И. И. Шувалова 1773 года, где упомянуты
"эскизы трудов Жилета". Среди них модель статуи "императора Петра Великого с
Минервою гипсовая и выбронзированная на круглом пьедестале гипсовом же
раскрашенном наподобие мармора...", модель надгробного монумента "в память
императора Петра Великого леплена из воску и выбронзированная", а также бюст
Екатерины II, который, вероятно, был выполнен, как и предыдущие, из хрупкого
материала, возможно гипса, и тонирован под мрамор с позолоченной резьбой.
Трудно предположить, что эти работы сохранились. Отсутствие или малое число
работ, выполненных в дорогих материалах - бронзе и мраморе, - свидетельствует
о том, что в России у Жилле не было богатых заказчиков и покровителей.
Известны также его работы на мифологические темы. В Екатерининском дворце-музее
хранится небольшая статуя "Амур со стрелами", исполненная в 1770 году в мраморе.
Он создал также статую "Зима" в виде молодой полуобнаженной женщины, греющейся
у костра. Есть упоминания о принадлежащих ему группах "Дидона на костре" и
"Умирающий Геракл", которые могли быть им выполнены как парные декоративные
композиции. В Павловском дворце хранятся четыре мраморные вазы Жилле.
Круг тем и жанров Жилле типичен для мастеров рокайльной скульптуры Франции
середины 18 столетия.
В России Жилле работал и как портретист. К числу его работ относятся посмертный
портрет Павла I, бронзовые бюсты Екатерины II и великого князя Павла Петровича.
Интересно, что им был задуман проект памятника Екатерине II для Твери, но не
был осуществлен, как и большинство его монументальных замыслов. В бюсте
цесаревича Павла он сумел передать резвость мальчика и его характерную манеру
запрокидывать голову. В 1759 году он выполнил мраморный бюст графа П. И.
Шувалова, а в 1760 - гипсовый бюст своего покровителя президента Академии И. И.
Шувалова. Портреты отличаются декоративной манерой исполнения, свойственной
стилю рококо, - лица идеализированы, отсутствует острота характеристик.
Славу Жилле в России составили не его скульптурные произведения, а
педагогическая деятельность. Основным достоинством Жилле-педагога было
внимательное и чуткое отношение к своим ученикам. Он придавал огромное
значение занятиям в натурном классе, хотя начинал обучение с изучения
декоративной скульптуры и лишь затем переходил к натуре. В изображении тела он
приучал видеть конкретно наблюденную форму, выражать ее глубоко индивидуальный
характер. Известно, что в качестве натуры он ставил своим ученикам живого
петуха и овощи. Обладая педагогическим даром, Жилле, силой обстоятельств попав
в положение единственного преподавателя скульптуры в молодой, только что
созданной Академии художеств, стал заметной фигурой в этот ранний период ее
существования. Но он быстро утратил роль ведущего педагога по возвращении из
пенсионерской поездки своих учеников - молодых русских скульпторов Ф. Шубина,
М. Козловского, Ф. Щедрина, Ф. Гордеева, И. Прокофьева, И. Мартоса. Русская
скульптурная школа встала вровень с западными. Может быть, ощутив появление
новых сил и не будучи в состоянии с ними соперничать, Жилле ушел в отставку. В
1779 году он получил пенсию и уехал в Париж, где, скорее всего, уже не работал.
Умер скульптор 7 февраля 1791 года в Париже.
С. Морозова
Литература.
Россия - Франция. Век Просвещения. Каталог выставки Л., 1987