Мария Николаевна Ермолова [3(15).7.1853 - 12.3.1928] - российская
актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлера
Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 года в
труппе Малого театра, одна из наиболее крупных и ярких представительниц его
искусства. Героико-трагедийный талант Ермоловой формировался в обстановке
революционно-демократического подъема 1860-70-х годов 19 века, под влиянием
идей народнического движения. Высокая романтическая устремленность, протест
против деспотизма, защита прав и достоинства личности, призыв к жизненному
подвигу пронизывали творчество великой актрисы. В Малом театре Ермолова
дебютировала в 1870 году, еще ученицей, в роли Эмилии Галотти ("Эмилия
Галотти" Лессинга), сыгранной ею волнующе, эмоционально и правдиво. В 1873
году в роли Катерины ("Гроза" Островского)
Ермолова раскрыла идеалистические
стремления свободолюбивой личности, ее преданность своей мечте. Протест против
насилия, социального и духовного рабства достиг вершины в роли Лауренсии
("Овечий источник" Лопе де Вега, 1876). Остро современное звучание спектакля
вызывало энтузиазм прогрессивно настроенных зрителей, особенно молодежи (после
нескольких представлений спектакль был запрещен полицией).
В пьесах современных авторов (А. А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьев,
С. А. Пальм, Н. Е. Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных
проблем, Ермолова сумела создать образ современницы, наделенной нерастраченными
богатствами ума и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства
(учительница Лонина - "На пороге к делу" Соловьева, и др.).
После Катерины Ермолова исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия
Тугина - "Последняя жертва", Евлалия - "Невольницы", Кручинина - "Без вины
виноватые"). Образ актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради
артистического призвания, создала Ермолова в роли Негиной ("Таланты и
поклонники" Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного
и нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Ермолову к
классике (леди Анна, леди Макбет - "Ричард III" и "Макбет" Шекспира). В образе
Анны Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), раскрывая нравственный
максимализм героини, ее жертвенную готовность страдать за народ, Ермолова
отражала настроения передовой русской интеллигенции 1880-х годов 19 века.
Черты хрупкости, обреченности и одновременно духовной силы, героического
бесстрашия, характерные для Анны-Ермоловой, присутствовали также и в образе
Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера, 1886). Ермолова выступала на сцене до
1921 года. Последняя роль - Мамелфа Дмитриевна ("Посадник" А. К. Толстого).
Ермолова первой в Советском Союзе получила звание народной артистки Республики.
В 1970 году в Москве открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал
Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина).
Большая советская энциклопедия.
Литература.
1. "Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия.
Воспоминания современников", М., 1955.
2. Марков П. А. "Театральные портреты". Сб. статей. М. - Л., 1939.
3. Дурылин С. Н. "М. Н. Ермолова", М., 1953.
4. "М. Н. Ермолова", 1853-1928. [Альбом], М., 1954.