Зденек Фибих (21.12.1850 - 15.10.1900) - чешский композитор. Музыкальное
образование получил в Праге у З. Колешовского и в Лейпцигской консерватории,
где его учителями были И. Мошелес (фортепьяно), К. Рихтер и Я. Ядассон
(композиция). В 1870 году возвратился на родину; вся дальнейшая
жизнь Фибиха связана с Прагой; лишь в 1873 году он около года прожил в Вильне,
где преподавал в музыкальном училище. В 1876 году Фибих был приглашен вторым
дирижером в Пражский Национальный театр. В 1878-1881 годах возглавлял русский
церковный хор.
В своем оперном творчестве Фибих сочетал национально-реалистические традиции
Сметаны с принципами вагнеровской музыкальной драматургии. Большая часть опер
Фибиха построена на сюжетах чешских народных сказаний, легенд, эпизодов из
истории чешского народа. Таковы его наиболее известные оперные произведения
"Бланик" (пост. 1881) и "Шарка" (пост. 1897), написанные по мотивам
национального эпоса. Музыка этих опер отличается большой эмоциональностью,
правдивой обрисовкой человеческих переживаний, богатством гармонического языка
и явно выраженным национальным колоритом. Эти же качества присущи и многим
страницам других произведений Фибиха. В остальных операх он использовал сюжеты
из мировой классической литературы. Так, на сюжет Шиллера написана опера
"Мессинская невеста" (пост. 1884), по драме Шекспира - опера "Буря" (пост.
1895), по поэме Байрона "Дон-Жуан" - опера "Геда" (пост. 1896); на сюжет из
греческой мифологии Фибих написал монументальную трилогию "Гипподамию".
Симфоническая и камерная музыка Фибиха говорит о его склонности к романтизму,
близкому по духу Шуману и Листу.
Фибих занимался и педагогической деятельностью, преподавая главным образом игру
на фортепьяно. В числе его учеников К. Коваржовиц, О. Острчил, З. Неедлы.
Фибих справедливо считается достойным преемником и продолжателем передового
национального музыкального искусства, основу которого заложили в чешской
музыке Сметана и Дворжак.
"Поэт чешской природы, чешской души" - называл Фибиха музыковед З. Неедлы.
М. Ю. Миркин.