Фёдор Иванович Шаляпин [1(13).2.1873 - 12. 4. 1938] -
российский певец (бас), народный артист Республики (1918). Родился в семье
мелкого канцелярского служащего. Работал учеником сапожника, токаря,
переписчиком. Одновременно пел в архиерейском хоре. С юношеских лет увлекался
театром (участвовал в качестве статиста в драматических и оперных спектаклях).
С 1890 года хорист в оперной труппе в Уфе (исполнял также небольшие сольные
партии, в том числе Стольника в опере "Галька" Монюшко). С 1891 года с
украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892-1893 годах
занимался у оперного певца Д. А. Усатова в Тбилиси, где начал профессиональную
сценическую деятельность. В сезон 1893-1894 годов исполнил партии Мефистофеля
("Фауст" Гуно), Мельника ("Русалка"
Даргомыжского) и многие др. В 1895 году был
принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий, однако дирекция
императорских театров не обратила внимания на его талант. В 1896 году по
приглашению С. И. Мамонтова поступил в
Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение
для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с
С. В. Рахманиновым. За годы работы в театре
Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин
("Иван Сусанин" Глинки), Мельник ("Русалка"
Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и
Досифей ("Борис Годунов" и "Хованщина"
Мусоргского), Иван Грозный и Сальери
("Псковитянка" и "Моцарт и Сальери"
Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь"
Серова), Нилаканта ("Лакме"
Делиба) и др. Большой успех имел Шаляпин во
время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. С
этого времени пропагандистом его творчества стал В. В. Стасов, посвятивший
артисту ряд статей. С 1899 года пел в Большом и одновременно в Мариинском
театрах, а также в провинциальных городах. В 1901 году с триумфом выступал в
Италии (в театре "Ла Скала"), после чего начались его постоянные гастроли за
рубежом, принесшие певцу мировую славу. Особое значение имело участие Шаляпина
в Русских сезонах (1907-09, 1913, Париж) как пропагандиста русского искусства
и прежде всего творчества М. П. Мусоргского и
Н. А. Римского-Корсакова. В 1899-1914 годах
Шаляпин исполнил несколько новых партий, в том числе Фарлафа ("Руслан и Людмила"
Глинки), Пимена ("Борис Годунов"
Мусоргского), Ерёмки ("Вражья сила" Серова, Демона ("Демон"
Рубинштейна), Алеко ("Алеко"
Рахманинова, Мефистофеля ("Мефистофель" Бойто), Дон Кихота ("Дон Кихот"
Массне), Филиппа II ("Дон Карлос"
Верди) и др., а также непрестанно
совершенствовал ранее созданные вокально-сценические образы, достигнув вершин
мастерства.
Большое влияние на формирование идейно-художественных принципов Шаляпина имела
его дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901 году. В значительной степени под ее
благотворным влиянием артист был связан с прогрессивными общественными кругами,
пел для рабочих, исполнял революционные песни.
После победы Октябрьской революции Шаляпин был художественным руководителем
Мариинского театра (1918).
В 1922 году уехав за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский
Союз (жил в Париже).
Один из величайших представителей русской вокальной школы, глубоко национальный
художник, Шаляпин поднял на небывалую высоту русское реалистическое
музыкально-драматическое искусство. Он сочетал в себе дар певца и
драматического актера. Созданные им образы отличались единством вокального и
сценического рисунка. Артист обладал редким даром перевоплощения.
Исключительный по мягкости и красоте тембра голос певца (высокий бас),
сочетавший задушевность звучания с глубиной и мощью, позволял передавать
разнообразную гамму эмоций - от упоительной проникновенной нежности до
трагедийного пафоса и разящего сарказма. Шаляпин исполнял и баритоновые партии.
Мастерское владение фразировкой, нюансировкой, дикцией помогали насыщать
каждую музыкальную фразу образным смыслом, обогащать ее глубоким
психологическим подтекстом. Удивительная свобода исполнения сочеталась с
непреклонным стальным ритмом. В опере Шаляпина привлекало прежде всего
раскрытие многогранного характера, всей сложности и противоречивости
внутреннего мира героя. Величайшим созданием Шаляпина были образы Бориса
Годунова и Мефистофеля. В исполнении артиста вдохновение совмещалось с огромной
предварительной работой над партией. Он обновлял, неоднократно изменял
трактовку образа, добивался исторической и бытовой правды, выразительности
мизансцен, грима (эскизы которого он делал сам), костюма, безукоризненной
сценической пластики.
Шаляпин - крупнейший камерный певец. Глубокий интерпретатор романсов
М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского,
Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского,
А. Г. Рубинштейна,
Р. Шумана, Ф. Шуберта, он был также проникновенным исполнителем
русских народных песен.
Ему аккомпанировали первоклассные пианисты, особенно славился дуэт Шаляпина с
Рахманиновым. Шаляпин выступал также как оперный режиссер (постановщик оперы
"Дон Кихот" Массне, "Хованщина" Мусоргского. Снимался в кино ("Иван Грозный",
"Дон Кихот"). Многогранная художественная одаренность Шаляпина проявилась в
его талантливых скульптурных, живописных, графических работах. Обладал также
литературным даром.
Большая советская энциклопедия.
Литература.
1. Стасов В. В. "Статьи о Шаляпине", М., 1952.
2. Никулин Л. "Ф. Шаляпин", М., 1954.
3. "Ф. И. Шаляпин". [Сб., ред.-сост. Е. А. Грошева], т. 1-2, М., 1957-58.