Аврелий Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) (13.11.354 - 28.8.430) -
христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошел через
увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 году принял крещение. С 395 года
епископ Гиппона. Духовному миру Августина свойствен ряд противоречий:
уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое
индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология
Августина и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но
Августин пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из
субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной
идеи Декарта). Бытие бога, по Августину, можно
непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход
мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы
Аквинского). Психологизм Августина выявляется в его учении о времени как
корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления
Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль:
динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из
них посвящена "Исповедь" - лирическая автобиография, рисующая внутреннее
развитие Августина от младенчества до окончательного утверждения в
ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии
психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость
становления личности. При этом личностные тенденции философии Августина
сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации темных
"бездн" души Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати,
которая выводит личность из тождества себе и тем самым "спасает". Проблема
мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате "О граде
божием", который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 году.
Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град
земной", т. е. государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной
до презрения к богу", и "град божий" - духовную общность, которая основана "на
любви к богу, доведенной до презрения к себе". "Град божий" никак не
тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века
идеологи католицизма учение Августина (он подчеркивал "бездомность" "града
божьего", невозможность его приспособления к политической реальности).
Августин находил меткие слова для критики "каиновского" духа империи,
потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян,
завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их
собственным городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребенком в школе,
выразительно описанного в "Исповеди", до государственного насилия - для
Августина есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно
презрения, но неизбежно. Поэтому Августин признавал необходимость
государственной власти, им же охарактеризованной как "большая разбойничья
шайка".
Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья Августин
был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы
Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация
ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной
эмоции, ранний протестантизм - переживание им благодати. Мотивы "исповеди" в
литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт
самонаблюдения Августина. В современной католической неосхоластике к
Августину апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма,
экзистенциалисты видят в Августине одного из своих предшественников.
Большая советская энциклопедия.
С. С. Аверинцев.
Литература.
1. Трубецкой Е. "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V
веке", ч. 1, М., 1892.
2. Герье В. "Бл. Августин", М., 1910.
3. Попов И. В. "Личность и учение Бл. Августина", т. 1, ч. 1-2,
Сергиев Посад, 1916.
4. Баскин М. "Августин как теоретик католицизма", "Тр. Моск. ин-та истории,
философии и литературы", 1937, т. 1.
5. "История философии", т. 1, М., 1940, с. 391- 96.
6. Maier F. G. "Augustin und das antike Rom", [Stuttg. - Kоln], 1955.
7. Jaspers K. "Die groben Philosophen", Bd I, Munch., 1957.
8. Hessen J. "Augustins Metaphysik der Erkenntnis", Leiden, 1960.
9. Deane H. A. "The political and social ideas of St. Augustine",
N. Y.-L., 1963.