В истории мировой музыки, как и в одной из ее ветвей - инструментоведении, -
нередки события, качественно влияющие на ход всей композиторской и
исполнительской мысли. Но воистину революционным можно назвать 1841 год -
дату рождения нового инструмента, названного его изобретателем саксофоном.
В самом деле, вскоре после рождения новый инструмент в кратчайший срок
утвердился в духовом оркестре (как и мечталось его творцу), а затем,
опровергнув самые смелые прогнозы, он проникает в оперный оркестр (1844 -
первое употребление в опере Ж. Ж. Кастнера "Последний царь Иудеи"), в
симфонический (1904 - Р. Штраус, "Домашняя симфония"), получает известность
как "солист" (1905 - К. А. Дебюсси, рапсодия
для саксофона с оркестром). Помимо этого на рубеже XIX и XX веков новый
инструмент уже имел прочные позиции в эстрадном оркестре и занял уникальное,
главенствующее положение в одном из ведущих музыкальных жанров нашего времени -
в джазе.
Усилиями таких выдающихся мастеров-саксофонистов, как Ч. Паркер, Дж. Муллиган,
Д. Колтрейн и многих других, звучание инструмента в современной музыке
воспринимается абсолютно естественно, наряду со звучанием человеческого голоса,
скрипки, фортепиано. Во многих странах мира ведется обучение игры на саксофоне,
образуются целые исполнительские школы.
Изобретатель этого диковинного инструмента А. А. Сакс, по национальности
бельгиец, родился в Бельгии, в городке Динан, в семье музыкального мастера
Шарля Жозефа Сакса - своего первого и единственного учителя в избранной
профессии. Параллельно с обучением в классах флейты и кларнета в Брюссельской
консерватории Сакс постоянно совершенствуется в изготовлении духовых
инструментов. По достижении двадцатипятилетнего возраста (1840) он сделал
первые самостоятельные усовершенствования кларнета и бас-кларнета, а через год
был изобретен саксофон.
Собственно, суть изобретения Сакса проста, как и все гениальное: в поисках
динамического и технологического усовершенствования существующих кларнета и
бас-кларнета мастер повторил их внешнюю форму в металле (латунь, томпак,
пакфон), снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой
аппликатурой!
В 1842 году Сакс переезжает в музыкальную столицу мира - Париж - и показывает
свой новый инструмент ведущим композиторам Франции - Ж. Ф. Галеви,
Д. Оберу... Примечателен восторженный отзыв
крупнейшего мастера инструментовки Г. Берлиоза,
приветствовавшего новое
семейство инструментов (от саксофона сопрано до саксофона контрабаса).
В своем "Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке" он
предсказывал судьбу саксофона: "Позднее искусные композиторы несомненно
достигнут чудесных результатов, присоединяя саксофоны к семейству кларнетов
или вводя их в иные сочетания, пытаться предугадать которые было бы излишней
смелостью!".
Надо отметить, что изобретением одного, пусть и столь превосходного
инструмента, отнюдь не исчерпываются заслуги Сакса перед музыкой. Так, позднее
им создано принципиально новые семейства медных духовых инструментов,
получивших заметное, хотя и меньшее по сравнению с саксофоном, распространение:
это саксгорны (наиболее известная разновидность - саксгорн контрабас, называемый
еще геликоном), сакстромбы и сакстубы.
Прожив долгую жизнь, А. Сакс многое сделал для популяризации дела своей жизни:
с 1857 года вел класс саксофона в Парижской консерватории, а также издал школу
игры на всех изобретенных им инструментах.
В. Козлов.