Иоганнес Брамс (07.05.1833 - 03.04.1897) - немецкий композитор. Первым
учителем музыки был его отец, работавший валторнистом, потом контрбасистом в
небольших ансамблях, выступавших в увеселительных заведениях Гамбурга. В
дальнейшем учителями Брамса были Ф. В. Коссель (фортепьяно) и Э. Марксен
(композиция). Одаренный пианист, Брамс начал публично выступать уже в детские
годы. Но необеспеченное материальное положение семьи вынудило его браться за
любую работу - он переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах.
Однако, это принесло определенную пользу юному Брамсу: будущий композитор вошел
в непосредственное соприкосновение с музыкой немецкого демократического быта,
которую широко использовал в своем последующем творчестве. Существенную роль в
творческом развитии Брамса сыграла его встреча в 1853 году с Э. Ременьи
(эмигрировавшим из Венгрии после разгрома революции 1848-1849 годов, в которой
он принял участие). Выступая с Ременьи в качестве его аккомпаниатора, Брамс
проникся красотой и увлекательностью венгерских национальных мелодий, входивших
в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса -
в его знаменитых "Венгерских танцах" и в ряде других сочинений, где
использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной
музыки.
В концертах Брамс начал исполнять и собственные произведения. Р. Шуман, услышав
его сочинения, поместил о нем восторженную статью под названием "Новые пути" в
лейпцигском "Новом музыкальном журнале". В этой статье Шуман называет Брамса
преемником Бетховена. Вместе с замечательным венгерским скрипачом Иоахимом,
выдающейся пианисткой Кларой Шуман и некоторыми другими музыкантами Брамс
выступал против программной музыки Листа и оперной реформы Вагнера, за
сохранение основ старого классического музыкального искусства с его исторически
сложившимися закономерностями формы.
В 1850-х годах Брамс много выступал как пианист в различных городах Германии
(в т.ч. неоднократно в лейпцигском Гевандхаузе). Руководство придворной
хоровой капеллой в Детмольде и женским хором в Гамбурге имело важное значение
для формирования вокального стиля Брамса. Начиная с 1862 года творческая
деятельность Брамса теснейшим образом связана с Веной. В этом городе,
являвшемся тогда своеобразным музыкальным центром, постоянно звучали
австрийские, немецкие, венгерские, чешские, словацкие, сербские и др. песни и
танцы. Все это было источником, питавшим творчество Брамса. С венским
городским фольклором связаны его серенады, ансамбли, циклы вальсов, как,
например, "Песни любви". По выражению Брамса, народная песня являлась его
идеалом (из письма к Кларе Шуман от 27 января 1860). В 1863-1864 годах Брамс
руководил венской Певческой капеллой, в 1872-1875 годах
дирижировал симфоническими
концертами "Общества любителей музыки". Но служебная работа отнимала много
времени и энергии. Стремясь целиком сосредоточиться на музыкальном творчестве,
Брамс отказался от службы и всецело отдался композиторской деятельности и
исполнению своих симфонических и камерных произведений в различных городах
Германии, Венгрии, Нидерландов, Швейцарии, Польши, Италии.
В 1870-1880 годы Брамс создал большинство своих лучших творений - все симфонии,
скрипичный и 2-й фортепьянный концерты, камерные ансамбли, песни, хоры, танцы.
Творчество Брамса, охватывающее все жанры, за исключением опер и балетов,
характеризуется глубокой и органической связью с народно-бытовой музыкой. Другой
особенностью творчества Брамса является новое развитие традиций немецкой
музыкальной классики и обогащение этих традиций достижениями музыкального
романтизма. Глубина мысли сочетается в музыке Брамса с яркой эмоциональностью
(хотя отдельные страницы его сочинений не лишены черт рассудочности и не
свободны от известной "недосказанности", как говорил
П. И. Чайковский). Лирика
Брамса носит возвышенно-философский характер.
В жанре симфонической музыки Брамс является продолжателем традиций Бетховена.
Еще Г. Бюлов назвал 1-ю симфонию Брамса "десятой симфонией Бетховена".
Симфонические произведения Брамса, среди которых на первое место нужно поставить
симфонии, особенно 4-ю, отличаются монументальностью, завершенностью и
стройностью формы, классической ясностью, полнозвучной инструментовкой.
Широчайшее распространение получил его скрипичный концерт, вошедший в
сокровищницу мировой музыкальной литературы наряду с лучшими произведениями
этого жанра - концертами Бетховена,
Мендельсона, Чайковского. Прекрасный
пианист, Брамс создал ряд глубоко вдохновенных произведений для фортепьянно,
отличающихся романтическим характером и продолжающих традиции Шуберта и Шумана.
Брамс - выдающийся национальный художник немецкого народа. Его музыка насыщена
глубоким жизненным содержанием и утверждает реалистические принципы народности
искусства. Расходясь во взглядах на искусство со своими современниками Вагнером
и Листом, Брамс не испытывал тяготения к программной музыке. В связи с этими
расхождениями в свое время возникла острая полемика между так называемыми
"брамсианцами" и "вагнерианцами"; первые резко противопоставляли творчество
Брамса творчеству Листа и Вагнера. В действительности же для такого
противопоставления не было оснований, так как Брамс, Лист и Вагнер - каждый
по своему - внесли ценнейший вклад в музыкальную культуру второй половины 19
века.
Б. В. Левик.