Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero)
(3.1.106 до н. э. - 7.12.43 до н. э.) - древнеримский политический деятель,
оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошел как "новый
человек", всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил
в 81-80 годах до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех
принесло ему участие в 70 году до н. э. в громком процессе против сулланца
Верреса; первую политическую речь произнес в 66 году до н. э. в поддержку
Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона - консульство в 63 году до н. э. (раскрытие
им заговора Катилины, ведущая роль в сенате). С образованием 1-го триумвирата
(60 год до н. э.) влияние Цицерона падает, в 58-57 годах до н. э. ему даже
пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в
56-50 годах до н. э.; после их разрыва (в 49 году до н. э.) Цицерон пытался во
время гражданской войны 49-47 годах до н. э. выступить примирителем; с победой
Цезаря (в 47 году до н. э.) отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря в
44 году до н. э. Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую
борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14
речей - "филиппик" против М. Антония. В 43 году до н. э., когда сенат потерпел
поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид),
имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых
жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.
Политический идеал Цицерона - "смешанное государственное устройство"
(государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии,
образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 - начала 2 вв. до н. э.),
поддерживаемое "согласием сословий", "единомыслием всех достойных" (т. е.
таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и
претендентов на монархическую власть, какой сплотил Цицерон против заговора
Катилины). Человеческий идеал Цицерона - "первый человек республики",
"умиротворитель", "блюститель и попечитель" в эпохи кризисов, сочетающий в
себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику.
Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Философский идеал Цицерона -
соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь
вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному
долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал
Цицерона - "обилие", сознательное владение всеми средствами, способными и
заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три
стиля - высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень
чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности
синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон
стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.
Из сочинений Цицерона сохранились (не считая отрывков) 58 речей - политических
(против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов
(отчасти в диалогической форме) по риторике, политике ("О государстве",
"О законах"), практической философии ("Тускуланские беседы", "Об обязанностях"
и др.), теоретической философии ("О пределах добра и зла", "О природе богов" и
др.); свыше 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского
разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Большая советская энциклопедия.
Литература.
1. Утченко С. Л. "Цицерон и его время", М., 1972.
2. Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958.
3. "Цицерон. 2000 лет со дня смерти". Сб. статей, М., 1959.
4. Буассье Г. "Цицерон и его друзья", пер. с франц., М., 1914.
5. Zielinski Th. "Cicero im Wandel der Jahrhunderte", 3 Aufl., Lpz. - B., 1912.
6. Kumaniecki K. "Cyceron i jego wspolczesni", [Warsz.], 1959.
7. Maffii М. "Ciceron et son drame politique", P., 1961.
8. Smith R. Е. "Cicero the statesman", Camb., 1966.