Европейская живопись 17 столетия была исключительно богата выдающимися
мастерами. К их числу, несомненно, принадлежит фламандский живописец
Антонис ван Дейк. Ван Дейк работал в различных жанрах - писал картины
на темы Ветхового и Нового завета, мифологические сцены, портреты, однако в
историю искусства он вошел прежде всего как замечательный портретист.
Ван Дейк получил первоначальное образование в мастерской Х. ван Балена, к
которому попал совсем юным, в возрасте десяти лет. В годы обучения ван Дейка
в центре внимания Антверпена оказались работы великого Рубенса, недавно
вернувшегося из Италии. Глубоко эмоциональные, насыщенные героической патетикой
образы мастера не могли не увлечь молодого ван Дейка, который с 1617 года начал
работать в его мастерской. Рубенс сразу по достоинству оценил дарование ван
Дейка-портретиста. Ван Дейк принял участие в выполнении целого ряда
монументальных работ, вышедших из мастерской между 1617-1621 годами. Так,
например, в картине Рубенса "Пир у Симона Фарисея" (Петербург, Эрмитаж) для
лиц учеников Христа использованы выразительные этюды с натуры кисти ван Дейка.
Дарование ван Дейка было столь значительно, что позволило ему преодолеть
могущественное влияние Рубенса и создать собственный художественный язык. Уже
Э. Фромантен отмечал, что Рубенс не был крупным портретистом, так как его
импульсивная натура не могла долго задерживаться на изучении индивидуальных
явлений. В то же время как ван Дейк помимо острого видения индивидуального и
физиономического дара был наделен удивительной тонкостью и эмоциональностью
восприятия. Его образы отличают проникновенный лиризм и одухотворенность,
оказавшие влияние на искусство самого Рубенса.
Один из шедевров раннего творчества ван Дейка - "Семейный портрет" из Эрмитажа.
Как многие образы художника, портрет сразу же рождает ощущение живой встречи с
реальными людьми. Спокойно, с мягкой улыбкой смотрит на нас с портрета
миловидная женщина с ребенком на руках, рядом с ней - муж, в его лице
угадывается натура незаурядная, сильная и нервная. Напряженный, горящий взгляд
мужчины пристально устремлен на зрителя, так, словно ждет от нас ответа.
Кажется, герой ван Дейка ведет диалог с незримым собеседником. Это ощущение
непосредственного контакта было открытием в европейском искусстве и появилось
лишь в портретах 17 столетия.
В 1620 году ван Дейк ненадолго едет в Англию, а в 1621 году на шесть лет
уезжает в Италию, притягивающую внимание художников памятниками великого
искусства. В Италии ван Дейк быстро завоевал признание. Заказчиками художника
становятся представители высшей итальянской знати, и искусство ван Дейка
обретает новые черты. Особенно много он работал в Генуе, где исполнил ряд
великолепных парадных портретов "большого" стиля вроде портрета маркизы
Бриньоле Сале с сыном (Вашингтон, Национальная галерея). Маркиза представлена
на портрете в полный рост, она величественно восседает в кресле на фоне колонн
и роскошных драпировок. Художник выбирает точку зрения снизу вверх, усиливая
тем самым значительность образа. Вместе с тем внешние признаки
аристократического превосходства модели были для ван Дейка средством воплотить
идеал внутреннего аристократизма, идеал личности духовно-утонченной и
прекрасной, что придавало парадным портретам художника убедительность и
естественность. Особенную славу принес ван Дейку портрет крупнейшего вельможи
папского двора - кардинала Бентивольо, который хранится теперь во Флоренции в
галерее Питти рядом с лучшими портретами Рафаэля и Тициана.
Пребывание в Италии оказалось для ван Дейка очень важным, он уехал обогащенным
новыми художественными впечатлениями, встречей с произведениями великих
колористов Тициана и Веронезе. Ван Дейк вернулся на родину прославленным
мастером, блестящим баловнем судьбы. Именно таким предстает он перед нами в
автопортрете, написанном вскоре по возвращении (Петербург, Эрмитаж). Всем своим
обликом - непринужденностью позы, артистической небрежностью костюма,
задумчивой мечтательностью взгляда - художник демонстрирует зрителю духовный
аристократизм и благородство. В его облике есть, пожалуй, известная нарочитость:
он красуется пышными золотистыми локонами, обрамляющими юное лицо с нежным
румянцем, тонкими холеными руками. Переливы блестящего черного шелка в
сочетании с серебристым гладким атласом определяют изысканное колористическое
решение портрета. Достоверных сведений о подлинном характере художника, к
сожалению, не сохранилось, так что созданный в автопортретах гармонический
идеальный образ артиста невольно отождествляется теперь с его личностью.
Деятельность ван Дейка в так называемой второй антверпенский период (1627-1632)
была особенно яркой и разнообразной. Он становится ведущим мастером
антверпенской школы наряду с Рубенсом. В то время ван Дейк много работает не
только над портретами, но и над картинами на религиозные и мифологические сюжеты.
Его сюжетные композиции всегда эффектны и отличаются живописной тонкостью
исполнения. Наиболее удавались ван Дейку лирические сцены, такие как "Отдых на
пути в Египет" (Мюнхен, Старая пинакотека) или "Мадонна с куропатками"
(Петербург, Эрмитаж), где изображение мадонны и трактовка пейзажа, несомненно,
вдохновлены искусством Тициана, а человечность и интимность образов создают
особую поэтическую атмосферу.
К наиболее выразительным работам этого периода относятся портреты людей,
духовно близких ван Дейку. Среди них изображения художника Снейдерса
(Нью-Йорк, коллекция Фрик) и ученого и дипломата, друга Рубенса, Яна ван дер
Ваувера (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). На московском портрете с большой
остротой запечатлено умное, чуть печальное лицо ученого, в котором воплощен
идеал человека значительного, спокойного, владеющего собой. В то же время
портретируемый эффектно задрапирован в роскошный леопардовый плащ, что
придает образу романтическую приподнятость и парадность.
В эти годы ван Дейк, приобретший европейскую славу, неоднократно получал заказы
от иностранных монархов. А в 1632 году он принимает лестное предложение
английского короля Карла I и перезжает в Лондон, где становится главным
живописцем короля. В Англии ван Дейк писал преимущественно парадные портреты,
сохраняя принципы своего искусства итальянского периода. Существуют разные
оценки творчества художника в последнее десятилетие его жизни. Прежде всего
надо иметь в виду, что у ван Дейка, буквально заваленного заказами, была в это
время большая мастерская. При работе над многими портретами он писал лишь лицо
и набрасывал контуры фигуры, а костюм и аксессуары заканчивали уже ученики, что
во многом объясняет разницу в качестве исполнения поздних портретов художника.
Лучшие произведения ван Дейка английского периода по-прежнему не только
захватывают величественной красотой, но и покоряют одухотворенностью. Их
отличает изысканность живописной манеры, на смену излюбленному художником
черному цвету и теплой тональности приходит более светлая, холодноватая
красочная гамма с преобладанием голубых, зеленых, серебристо-белых оттенков.
Высокое мастерство ван Дейка-портретиста особенно проявилось в двойных и
групповых портретах, таких как "Портрет детей Карла I" (Турин, галерея Сабауда)
или портрет братьев Стюарт (Англия, коллекция Бродлэнд). Композиция последнего
построена по принципу контраста и по-театральному эффектна. Если в позе
изображенного слева Джона Стюарта преобладает величавое спокойствие и некоторая
расслабленность, то поза его брата Бернарда, напротив, полна энергии и
динамики - повернувшись к нам почти спиной и эффектно подбоченившись, он
бросает через плечо высокомерный взгляд. А холодные серебристо-голубые оттенки
его костюма контрастируют с приглушенными коричневато-золотистыми оттенками
костюма Джона Стюарта. В портрете лорда Уортона (Вашингтон, Национальная
галерея) герой представлен в костюме пастуха Париса. Этот костюмированный,
театрализованный портрет открывает важную ветвь портретного искусства 17-18
веков, становится образцом для подобных произведений различных школ.
Вообще воздействие ван Дейка на европейское искусство трудно переоценить.
Созданный им тип аристократического портрета, самый стиль художника с его
изяществом и элегантностью, композиционные построения и поэтическая
одухотворенность образов - все это нашло отражение в творчестве многих
европейских мастеров. Более того, определило во многом последующее развитие
целой живописной школы, а именно английской живописи 17-18 веков.
Е. Шарнова.
Литература.
Смольская Н. "Антонис ван Дейк", М.-Л., 1963.